?

Log in

No account? Create an account
pic#официальная

Вы о чем? - А вы про что?

Продолжение темы о ДУШЕВНОМ ЗДОРОВЬЕ
Пожалуйста, прежде чем комментировать, прошу, умоляю (!!!) - прочитайте начало
tag: Душевное здоровье - это что?

**********************************************************************

Было бы нечестно говорить о работе мышления и не сказать о «поломках» в этой сфере. А поломки там бывают самые разнообразные! И это намного серьезнее и трагичнее, чем поломка в автомобиле, мобильнике или компьютере. На худой конец вашу технику вы можете поменять, а попробуйте самостоятельно исправить, починить или поменять мышление!
Кстати, попытайтесь человеку с нарушенным мышлением объяснить, что у него… нарушенное мышление...

Нарушения мышления - понятие медицинское, вернее, психиатрическое.
Психиатры обязательно пишут в карте пациента, как он говорит – коротко и по делу, или наоборот, много, витиевато и не по существу.

Первое что можно отметить - при нарушении мышления человек не видит, не чует, не улавливает того смысла, который имеет в виду автор (неважно, это собеседник в разговоре, статья в Интернете, или писатель, чью книгу он читает). Человек смысл всех отдельно взятых слов понимает – а общий смысл написанного или сказанного не понимает. Из-за этого цепляется к отдельной детали и на основе ее строит свои умозаключения.

Примерно как в притче, в которой слепые захотели представить себе, как выглядит слон. Один щупал ногу и пришел к выводу, что слон это колонна. Другой трогал хвост, и решил, что слон – это что-то типа веревки. Третьему попался хобот, и он постановил, что слон это труба, сужающаяся книзу с дыркой на конце… Отличный пример нарушенного мышления – берется маленький кусочек, «фрагмент слона», и на основе его делается глобальный вывод.

Сие явление можно наблюдать в Интернете повсеместно! И у меня в ЖЖ тоже. Пост о роли эмоциональной памяти в жизни человека ("Что вы помните? Вам это дорого?") вызвал бурю негодования, и даже град оскорблений в мой адрес. Если сегодня, вооруженные знаниями о нарушениях мышления, вы перечитаете комментарии к этому посту, то сможете отметить для себя много любопытного. Обратите внимание, что у моих оппонентов никак не укладывается в голове, что это продолжение большой темы об Эмоциях, которая в свою очередь была кусочком еще большей темы о Душевном Здоровье. Фрагмент слона - forever!

***

Нарушения мышления бывают разных видов и разной степени. Но у всех у них есть общее – всегда отсутствует цель мышления. Мысль как бы не способна дойти до логического конца. Она бежит (бредет, ползет) постоянно отвлекаясь на всякие мелочи, попадающиеся ей на пути, мало того, меняет направление и задачи. Начали с одной мысли, недодумали, ушли в другую сторону. Откуда вышел, куда шел, а, главное, зачем - уже не помнится.


Если через метафору - представьте, что вы утром встали, и выяснили, что у вас к завтраку нет хлеба. Сказали своим домашним, что сбегаете за хлебом и вернетесь. Вышли во двор, тут вам попался знакомый, который уговорил вас пойти с ним в кино. В кинокартине действие происходило в Питере, и тут вы вспомнили, что давно не бывали в Питере. Не досмотрев картину, пошли на вокзал и уехали в Питер, и т.д. Ах, да, своих родственников, ждущих вас к завтраку с хлебушком, вы предупредить забыли…

А теперь вспомним, что речь не о вас и не о Питере, а о мысли, которая ушла из дома и не вернулась.

***

Другой пример, взятый из моего опыта работы в психиатрической больнице.
Вот я даю группе совсем простое упражнение: закрыть глаза. Представить себе цветок. Разглядеть его, увидеть, что вокруг и где он находиться (в вазе, в поле, на поляне, в помойке, на клумбе, и т.д.) Лаконично описать увиденную картинку. Например: белая роза в хрустальной вазе на подоконнике… маленькая голубая незабудка прячется в высокой траве... полу увядшая лилия в мусорном ведре…. полевая ромашка на лугу среди васильков, маков и т.д.

Все в группе с этим упражнением легко справляются, пока мы не доходим до одного молодого человека. Он начинает совсем издали: цветы бывают разные, бывают полевые, бывают садовые…Через 5 минут прерываю его: у нас время ограничено, пожалуйста, короче, к делу! Но он не может к делу, не может короче. И если его не остановить, он вывалит на нас все, что приходит ему в голову о цветах. Его мысли разрастаются, ветвятся во все стороны, иногда столь причудливым образом, что все уже забыли, о чем шла речь.

В психиатрии подобные длинные, абстрактные, оторванные размышления называются резонерством. Подробно о том, какими бывают нарушения мышления (соскальзывание, паралогичность, резонерство, аморфность, и т.д.) можно посмотреть в Интернете.

***

Нарушения мышления могут быть симптомом психической болезни (часто!). Впрочем, не только симптомом и не только болезни. Иногда плохо развитого или вовсе не развитого мышления. Иногда невежества. Иногда это свидетельство манипуляций - грубых или тонких, сознательных или бессознательных.

Например, в семейных баталиях люди часто передергивают смысл слов друг друга. Знакомые всем фразы: «То есть ты хотел сказать…», «Значит, ты имел в виду…» у многих заранее вызывают нервную дрожь – потому что после этого вступления ваши же слова могут переиначить с точностью до наоборот.
Дело в том, что в семейных отношениях (много писала об этом в своей книге «Секретики») часто главная, (конечно, подсознательная) цель вовсе не объясниться, не прийти к общему соглашению, а подавить партнера, чтобы настоять на своем. Ведь у каждого есть свои представления о том, что такое семья, какой она должна быть, и т.д. И многие уверены, что точно знают, как выглядит общее благо! Посему требуют, настаивают, уговаривают, насаждают - чтоб семья жила по их понятиям.

Продолжение следует

Comments

Отчаянно захотелось послушать свои собственные речи со стороны - сколько лишнего в моих текстах.
А еще вспомнила, как на институтской практике в больничке видела воочию это самое резонеоство. Труно описать, с какой головой я оттуда вышла - казалось, в ней открыли крышку и напихали в нее столько мусора,что он лезет обратно отовсюду. Вычленить что-то основное просто невозможно и кажется,что его нет. Это жутко.
Думаю, что больница не самое страшное - там человек хотя бы признал себя больным. А сколько по миру людей бродит, которые не понимают, что с ними твориться, и что твориться с их мышлением. И которые ничтоже сумнящеся, а иногда и с большой агрессией готовы отстаивать свое мнение в вопросах... которые они совсем не поняли! Ты про бузину, а тебе в ответ злобно и с пеной у рта - о дядьке в Киеве.
На просторах интернета такого мнооого.

Не поленитесь, перечитайте комментарии к посту об эмоциональной памяти: "Что вы помните? Вам это дорого?" http://impressionante.livejournal.com/38516.html
«…попытайтесь человеку с нарушенным мышлением объяснить, что у него… нарушенное мышление...»

Кстати заметила одну интересную особенность (и в здесь в ЖЖ тоже): чем здоровее (умнее?) человек, тем спокойнее он реагирует на такого рода замечания (что не так понял, или передернул, или др.) . Даже наоборот с азартом переспросит, по КАКИМ КРИТЕРИЯМ вы так решили, приложит к себе, подумает, а потом либо согласится либо аргументированно докажет, что вы ошиблись.
Зато человек с нарушениями (и в этом очень похожа невежественность) воспринимает любое замечание как посягательство на святая святых: СЕБЯ.

Для меня очень актуально найти свои критерии, как с нарушением мышления отслеживать свое состояние. (Помните, как в фильме «Игры разума»)

(Анонимно)

с огромным интересом и уважением - но!

горько Вас читать - так как Вы ярко, в красках, цвете и движении, и потрясающе талантливо описываете волшебную Норму и зовете - вот так надо, вот туда, вот так выглядит цель! вперед mes braves солнце Аустерлица светит вам а пирамиды смотрят на вас!! но знаете ребята сами вы туда скорей всего увы не дойдете, а я вас не поведу и карту (учебник как развить эмоции) тоже не дам так как он не заменит меня...

может хоть часть упражнений формализуема? выполнима дистанционно??

Re: с огромным интересом и уважением - но!

Поверьте, я не от жадности и не от вредности не делаю учебник! Просто есть вещи, которым дистанционно научить невозможно.
Тренер в спорте зачем? Неужто спортсмен сам не может? Не может. Тренер видит куда и каким путем двигаться, чтобы набирать мастерство... У самой гениальной и знаменитой балерины на свете, тем не менее, есть педагог-хореограф. Почему? Сама что ли не..? Не. Ему со СТОРОНЫ видней! Да даже учиться водить автомобиль лучше не самостоятельно, а с хорошим инструктором, который будет отрабатывать с вами мастерство вождения, опираясь на ваши личностные особенности.

С развитием эмоций еще сложнее - для начала специалист должен оценить какие эмоции в наличии есть, а какие совсем не знакомы. Поверьте, адекватно оценить сам себя человек не в состоянии - Инстинкт Самооправдания всегда рядом... И потом занятия строятся с учетом индивидуальных особенностей каждого в группе. За 25 лет работы у меня ни разу, ни на одной группе не повторилась программа - ее всегда приходилось трансформировать, переиначивать, перекраивать. Именно поэтому есть результат.
Ну, и еще нюанс - для того, чтобы развивать эмоции, лучше заниматься в группе - очень важно видеть, как другие люди решают эту же задачу, будь то ассоциации или живопись, театр, или стихи... только тогда происходит обогащение и эмоций и мышления.

В утешение, если захотите, могу прислать вам методичку (есть в электронном виде)по АртСинтезТерапии - только там язык кондовый (как полагается в методичке), и подробного описания упражнений нет.
Ух, как красиво про цель мышления и про "поход за хлебушком"!
Как часто я за собой отлавливаю такие "кульбиты" мысли (правда, не без помощи окружающих - сама бы, наверное, никогда не заметила) - мысль поползла в одном направлении, мгновенное отвлечение и она уже несется в каком-то другом, потом галопирует еще куда-то... Получается очень страшная, по-сути, штука: вроде, весь день о чем-то "думаешь", какие-то мысли в голове вертятся, но они ни к чему тебя не приводят - никаких выводов, плодов размышлений нет, а значит, нет и никаких изменений в жизни. Заводной бег по кругу - движухи много, а ничего не меняется.
О! Это Вы хорошо описали! Ох, как же я тоже себя на "пони бегает по кругу" ловлю!Знакомая гадость.:(
Я, правда, когда мне надо серьезно над чем-то подумать, наловчилась вслух, сама с собой, мысль проговаривать до какого-то логического завершения, а еще записывать! Отслеживать мысль, записывая ее, а потом перечитывая, дописывая, отсекая лишнее и.т.д.
Интересно было бы узнать, какие еще приемы "остройнения" и оптимизации мыслительного процесса существуют на белом свете? :)

Edited at 2013-04-26 21:31 (UTC)

(Анонимно)

Как же мне знаком пример с Питером! Как же часто это происходит у меня – начав делать какое-то одно дело, я не могу удержать цели и напряжения, очень быстро зажигаюсь чем-то новым, более ярко окрашенным, и убегаю совсем в другую сторону. Недодумав, недосказав, недоделав предыдущее…

И внутри этой беготни за яркими ощущениями, мне вовсе не плохо! Только к вечеру, а иногда и к концу месяца, а порой и через несколько лет, я останавливаюсь, пытаясь вспомнить, что было, к каким Результатам я пришла? С удивлением и досадой перебираю я обрывки событий, и вижу, что нет ничего, кроме коротких эмоциональных вспышек. Происходит это от того, что в бесконечной погоне за яркими ощущениями у меня совсем не остается времени на размышления, осмысление прожитых дней, месяцев, лет. Сейчас вижу эту свою проблему неумения держать концентрацию, высокое напряжение. Ведь думать, размышлять, уметь наблюдать, впитывать, а потом сравнивать, анализировать и обобщать - энергозатратный процесс, требующий очень большого напряжения!

Злит! Досадно и горько от этого.

М.Б.

(Анонимно)

Отозвалось про ушедшую «за хлебушком» мысль и связь этого явления с отсутствием цели мышления.

Поначалу не увидела ничего дурного в том, чтобы оставлять мысли без присмотра цели. Потом задалась вопросом, какие последствия для меня несет отсутствие цели? Оказалось плачевные.
Например, когда я не продумываю день, пускаю решение задач на самотек, то выходит полная ерунда. Набираю в свою мыслительную корзину все, что не попадя, до тех пор, пока она становится неподемной, далее подвисаю и нахожусь в этом состоянии до конца дня. Результат отсутствует, раздражение кипит. Казалось бы, ладно день псу под хвост, - а если из таких дней много?
Возьмем отношения. Когда я, допустим, начиная ссору с подругой, забываю спросить себя «зачем» и «что я от подруги хочу», то рискую никогда не прийти к общему соглашению. Рано или поздно затея выливается в бессмысленный обмен оскорблениями. Каждый держится за свою часть, и можно до бесконечности спорить над тем, которая из них является слоном.

Бесцельное блуждание мыслей небезобидно, оно приводит к действиям, поступкам, из которых складываются дни, отношения, жизнь.
Бесцельные мысли – бесцельная жизнь.

Ю.Б.
Ох как знакомо отсутствие цели мышления!!! Обычно ловлю себя на том, что ухожу в сторону, когда думаю о какой-то проблеме, которую нужно решить, о чём-то сложном и запутанном. Мысли цепляются друг за друга, каждое новое слово рождает цепочку ассоциаций, а они еще цепочку.... и еще... Через пару часов очухиваешься, и уже с трудом можешь вспомнить, с чего собственно начал и зачем...

Чем то всё это напоминает ползучее агрессивное растение, типа плюща, без ствола, без основы, которое разрастается в разные стороны, ветвится, путается... и плодов никаких не даёт.
"Мысли цепляются друг за друга, каждое новое слово рождает цепочку ассоциаций, а они еще цепочку.... и еще..."

О,да!! Очень знакомо!!! Я научилась бороться с этим,рисуя на бумаге таблички и схемы,следуя развитию мысли-вроде мне помогает)
Хорошего настроения в этот час суток! Был в гостях. Интересный, познавательный журнал! Большое количество полезных, информативных записей, с удовольствием прочитал и посмотрел последние посты :))
Крепче всего в этом посте зацепило словосочетание «цель мышления». Стало интересно понаблюдать за собой, как обстоят дела с целями у меня. Несколько дней наблюдения повергли в ужас, так как это было не просто бесцельное думание, но и не думание вовсе, а, скорее, выхватывание и перемалывание знакомых фраз (слов, образов) из окружающего в данный момент мира или самопроизвольно всплывающих из памяти.
Думать целенаправленно оказалось довольно легко, если это касалось простых и знакомых вещей (типа продумать список блюд для ожидаемых гостей).
Когда же усилием воли я цель себе формулировала более сложную цель: например, при общении с человеком - всмотреться, почувствовать, попытаться его услышать и понять, и старалась цели в разговоре придерживаться, о ней помнить, то ощущала прям физическую усталость, напряжение, тяжесть оставаться на верном курсе.
К счастью, бывает и по-другому. Бывает, что интерес захватывает целиком, и тогда кажется, что из-под заросшей под давностью лет картины (своих собственных представлений о человеке, чаще - выдуманных) начинают проступать видимые фрагменты (его настоящие качества, подтверждаемые фактами). И от этого сильнее и сильнее хочется расчищать новые места той заросшей картины, чтобы увидеть всю картину целиком! (узнать, какой он же на самом деле настоящий, а не выдуманный)!
Получается, если сам себе осознанно целей не ставишь, то плывешь в туманном океане Жизни, убаюкиваемый сладкой песней подсознания «я подумаю об этом завтра»(с)
юлиЧ
Когда в посте читал о случаях нарушения мышления – эти нарушения казались явными и видными. В одном месте человек пускается в пространные рассуждения о цветах, а в другом, комментирующий выхватил одно слово и на основе этого слова высосал свою теорию. В обоих случаях вокруг него есть те, кто ему скажет “Алё, милый! Ты не про то сейчас говоришь!” Есть некий корректор(психотерапевт группы или автор публикации), который нарушение мышления увидит и вовремя обратит внимание. Но ведь не получится мысли свои, выводы кому-то каждый раз показывать, чтобы их оценили. Не будет так, чтобы кто-то все время сидел и следил – не ушёл ли ты в сторону.
И получается, что надо уметь “корректировать” себя самостоятельно. Это с одной стороны. А с другой стороны, процесс этой “корректировки” вплотную завязан на мышлении, в котором есть нарушения.
Мне очень сложно увидеть свои нарушения мышления самостоятельно.
Видно на больших, крупных вещах. Например - вот прочитал я пост и решил написать комментарий. А цель написания комментария непонятна, мысль хаотично сносит в сторону и в скорости и сам пост забывается, а что хотел сказать изначально – по-прежнему не ясно. Через неделю вспоминаешь, что “хотел написать комментарий и не написал” и понимаешь “вот она – иллюстрация к нарушению мышления”.

К чему слова?

Пользователь dehtiar сослался на вашу запись в записи «К чему слова? » в контексте: [...] 20. Вы о чем? А вы про что? http://impressionante.livejournal.com/41470.html [...]

(Анонимно)

По коже мороз. Статья про мышление вся про меня. Я давно стала замечать, что не могу пересказать смысл прочитанного или увиденного, что часто собственная голова становится местом для Эха, не более того.Как надолго я могу уходить в пространные мысли, а затем в "телевизионный карантин", когда на канале профилактические работы. Как друзья говорили,что мне просто нужно отдохнуть, но отдых ничего не менял. Как я начинала много говорить, "размазывая тесто по столу" и уходя от сути; как люди перестали ко мне подходить. И как результат сотни непонятных решений, разочарования и обид все больше пространных мыслей. бесконечная жуть. Враг опознан.

Психологи ...

Пользователь spiny_se сослался на вашу запись в записи «Психологи ...» в контексте: [...] 20. Вы о чем? А вы про что? http://impressionante.livejournal.com/41470.html [...]

(Анонимно)

О, да! Заблудиться в собственных мыслях и целях мышления - святое! Еще могу как пример из личного опыта привести- зайду иногда в интернет с какой-то конкретной целью, ищу информацию. По дороге наткнусь на что-то внезапно заинтересовавшее, иду смотреть! Там обязательно встречу какое-то слово или фотографию, которые напомнят о чем-то вообще постороннем, что тоже срочно хочется погуглить! И конечно этот дремучий лес мыслей явно не возвращается на исходную позицию... Дела откладываются на потом и жизнь вместе с ними. А в конце дня сидишь и жалеешь, что день впустую прошёл и ничего из запланированного почему-то так и не сделала. А где уж там...

Когда были на летней школе, одним из поразивших меня обстоятельств было упорное стремление ребят из альфы держать цель в обсуждениях! Было абсолютной диковинкой, как они старались довести мысль до конца! Периодически в рассуждениях всплывали интересные моменты, которые так соблазняли и манили за собой в сторону от нити разговора, и кто-то из группы периодически уплывал, но его возвращали! И как же было потрясающе приятно наблюдать (и порой участвовать) в достижении финиша этого размышления! Это было для меня одним из открытий... Гордость и чувство некой полноты возникало! Как какой-то кирпичик в строительстве дома, только этот кирпичик тоже не просто куплен, ты принимал участие в его изготовлении - ты сам приложил усилия, чтоб создать этот кирпич и ты знаешь о нем все насквозь и уверен в качестве! Шикарное и вкусное чувство!

Дина.