?

Log in

No account? Create an account
pic#официальная

Вы умеете думать?

Продолжение темы о ДУШЕВНОМ ЗДОРОВЬЕ
Пожалуйста, прежде чем комментировать, прошу, умоляю (!!!) - прочитайте начало
tag: Душевное здоровье - это что?

***

Я люблю и умею говорить о сложных вещах просто и без научных терминов. В данном посте некоторые термины прозвучат, но, во-первых, мне без них не обойтись, во-вторых,  я буду их обязательно объяснять.
***

Ну вот, мы с вами начнем потихоньку разбираться с Мышлением. В самом начале, когда я начинала серию постов о душевном здоровье,  я упомянула, что  живое, гибкое мышление одна из его составляющих. Одна. Из составляющих. Возвращаемся к постулату, что в душе человека все взаимосвязано.

Реплика в сторону: взаимосвязано - это если мы говорим о норме, то есть о душевном здоровье. Нарушения в психике могут давать разлад в самых разных местах.


***

О мышлении, как и об эмоциях, ходит много слухов, мифов, вымыслов и домыслов. Существует грубое разделение на мужской ум и женский (об этом поговорим позже); искусственное разделение на людей, живущих только чувствами и людей, живущих только разумом. (На самом деле это  как два одноногих инвалида).

Реплика в сторону: конечно, есть доминирующая система, то есть на неожиданную сложную ситуацию у кого-то первыми включаются эмоции – например, растерянность, возмущение или паника, другой отстраняется от ситуации и пытается ее холодно анализировать. В норме, когда этому, захлебнувшемуся эмоциями на помощь приходит рассудок. А другому, к его «рацио» подсоединяются чувства, хотя бы на уровне: как мне самому от происходящего – больно? страшно? Или меня это не трогает?
Реплика в сторону: О, какое возмущение в одном из предыдущих постов вызвала моя реплика: «вы не можете правильно оценить ситуацию, если не чувствуете ее». Боюсь, большинство из возмущавшихся вообще не поняли о чем речь...

Превалировать одно над другим (чувства или рассудок) могут, но продуктивнее всего они работают в «коллективе», особенно если он дружный. Потому что сложные жизненные задачи решаются только в совокупности – и Эмоций, и Рассудка, и Воли (иначе я решение найду, но осуществлять его не пойду).  Добавим к этому Анализ, Наблюдательность, Интерес… Без поддержки всех этих «товарищей» задача (особенно, если она новая, незнакомая) может быть  решена не только неверно, но с точностью до наоборот.
***

В народе понятия интеллект, рассудок, мышление сваливают в одну кучу, называя  одним словом -  «ум», причем понимают под этим кто что. Кто здравый смысл, кто количество знаний, так называемую «энциклопедичность», а кто и деловую хватку (умный – значит денег много).
Попробуем разобраться в этом с точки зрения академических знаний.
Итак, что такое мышление? Это способ обработки информации. Способ обработки. Значит, должно быть что-то, что обрабатывать. То есть  эту самую информацию надо добыть, накопить (вот уж сейчас не проблема!).  Но это полдела, а  главное, это умение ее связать в единое целое с ранее полученными знаниями (а вот это сейчас большая проблема…).

Реплика в сторону: Уже писала о том, что беда современного образования (не только российского) в том, что человека загружают огромным количеством информации, а вот умению мыслить (а также думать, шевелить мозгами, размышлять, раскидывать умом) не учат. «Шевелить мозгами» – это значит связывать полученную информацию между собой, сопоставлять факты, анализировать, взвешивать, делать выводы. Если этого умения нет, полученный набор знаний оседает в памяти мертвым грузом. А, как известно, «сон разума рождает чудовищ».
Неразвитое  мышление способно работать только по шаблону (трафарету, стереотипу). А восприятие мира напоминает раскраску для совсем маленьких детей, в две-три краски, без оттенков и полутонов… Бедааааааа…
***

Ну, а как должно быть в норме?
Вот идет по миру Индивидуум. Смотрит вокруг. Видит нечто ему незнакомое – некое явление или новое знание. Он обращается к своей памяти, и она ему говорит – «не, у нас точно такого на складе нет».  И тут выскакивают Эмоции (главный – Интерес) и кричат: «Боже, как интересно! Хотим познакомиться с этим поближе!». Только после этого включается Воля и говорит: «Ну, пойдем, попробуем освоить».
Если эмоции не кричат мы так и пройдем мимо. Если Воля промолчит и с печки не слезет, мы так и пройдем мимо…
Реплика в сторону: И чего все так уверены, что главное интеллект? Мы поговорим об этом субъекте позже...

Итак, представим себе, что ваши Наблюдательность,  Интерес и Воля наловили (отыскали, завоевали) много разных знаний и умений. И отдали все это богатство на хранение Памяти.
В идеале - ваша Память  дама не просто хозяйственная, а еще и  высокообразованная, то есть способная оценить важность  каждой вашей находки, и отыскать ей в своих обширных лабиринтах соответствующее место. Большая беда, если Память не обладает этими качествами - она же  может распихать добытое вами по углам без всякой системы,  или вообще свалить все в одну кучу… И попробуй в этом хаосе что-нибудь найди!
А дальше? Дальше начинается  самое интересное!

Продолжение следует

Comments

Как раз перед тем, как прочесть Ваш пост, смотрела интервью с Еленой Потаниной, капитаном одной из команд интеллектуального клуба "Что?Где? Когда?"Она очень интересно рассказывала о том,что успешный ответ на вопрос состоит не только из энциклопедических знаний,но и из особого способа мышления,логики, умения слушать себя, свои чувства и интуицию, т/е/ все взаимосвязано. Знания - это только часть успеха. По словам Ворошилова, чтобы отвечать на вопросы любой сложности,достаточно знания школьной программы и умения мыслить и искать. Т. е. получается, мышление - это способ поиска ответа на интересующий вопрос? Некий фильтр в сознании, отфильтровывающий в памяти нужную на данный момент информацию? Так?
И тогда нарушение мышления - это невозможность отделять нужную информацию от неактуальной на данный момент, т/е/ неспособность к анализу? Так?
А вообще мне псоле вашего поста стало ужасно интересно разобраться уже своим ныншним умом, а не студенческим-полезла читать Зейгарник) Спасибо вам)

Edited at 2013-04-03 22:15 (UTC)
Мышление - способ ОБРАБОТКИ информации, туда много чего включается, не только поиск. Позднее разъясню подробнее.

А Зейгарник - маловато будет. Мне, в свое время, разбираться с процессами мышления больше всего помогла личная переписка с Натальей Бехтеревой. Переписывались мы с ней очень много лет назад, как раз по поводу развития творческих возможностей человека. Ее Институт мозга на такие интересные штуки вышел! Конечно, все это было опубликовано, но так как это научная литература со специфической терминологией, оно так и осталось вне поля зрения массового читателя.
Колоссальная была женщина! Вот кладезь-то знаний был!!!
Нашла несколько ее работ,буду читать. Спасибо большущее за рекомендацию.
А Зейгарник скорее для того,чтобы поднять основное. Когда материалом не пользуешься регулярно,он утекает в дальние сундуки памяти.
Теперь я поняла, что у меня прогнило в Датском королевстве.

Зато благодаря одному из ваших постов про дружбу (где были ироничные высказывания, что, МЧС всегда придет на помощь, а психолог всегда выслушает) я помирилась с одним своим очень близким (хоть и географически далеким) другом, и вообще поменяла стратегию поведения с симпатичными и интересными мне людьми.
В выходные подруга сетует:
- Представляешь, современные дети совсем не умеют играть с предметами-заменителями. И похоже, что они вообще играть не умеют!
Вот-вот сложены на чердаке хорошие, полезные, важные вещи и лежат они там «мертвым» грузом.

Вы умеете думать?

Евгения Петровна, добрый день!
Получается, что
Мышление – способ обработки информации. Информация черпается индивидуумом из среды. То есть выстраивается связь с образом реальности.
А как же быть в том случае если изначально человек воспринимает реальность не такой, какая она есть. Он не умеет душевно-здорово мыслить? Вроде есть интерес, есть воля, есть ум и другие товарищи.
И еще позвольте вопрос.
Может человек использует непродуктивное мышление, как способ адаптации( для сохранения своего душевного здоровья)?
Спасибо.
С уважением, Елена.

Re: Вы умеете думать?

"...А как же быть в том случае если изначально человек воспринимает реальность не такой, какая она есть. Он не умеет душевно-здорово мыслить?..."

Может быть попозже я расскажу о нарушениях мышления - какие они бывают. Не берусь на расстоянии определять вашу "поломку" в восприятии реальности, но как правило, нарушения мышления свидетельствуют о наличии душевного расстройства или заболевания.

"...Может человек использует непродуктивное мышление, как способ адаптации( для сохранения своего душевного здоровья)?.."
Это как раз и есть признак нездоровья.
Евгения Петровна, правильно ли я понимаю, что для того, чтобы в памяти был порядок, события нужно осознавать? Не просто фиксировать факты, а рассматривать их с разных сторон, сравнивать, взвешивать и конечно прочувствовать. Причем честно прочувствовать. Не закапывать быстренько в темные глубины памяти даже если неприятно, шершаво на ощупь и вызывает тревожную тоску по причине угрозы готовой картине мира. И рассматривать как бы сверху, а не изнутри. Если смотреть изнутри, велика вероятность того, что наработанные шаблоны сделают свое черное дело, и событие не станет новым полезным опытом, а свалится к опыту старому с пометкой "плавали, знаем".
Вы все точно поняли, только маленькое уточнение.
"...рассматривать как бы сверху, а не изнутри..."
С разных сторон! И то в микроскоп, то в бинокль, то в телескоп...
"Вот идет по миру Индивидуум. Смотрит вокруг. Видит нечто ему незнакомое – некое явление или новое знание. Он обращается к своей памяти, и она ему говорит – «не, у нас точно такого на складе нет». И тут выскакивают Эмоции (главный – Интерес) и кричат: «Боже, как интересно! Хотим познакомиться с этим поближе!». Только после этого включается Воля и говорит: «Ну, пойдем, попробуем освоить».
Если эмоции не кричат мы так и пройдем мимо. Если Воля промолчит и с печки не слезет, мы так и пройдем мимо…
Реплика в сторону: И чего все так уверены, что главное интеллект? Мы поговорим об этом субъекте позже..."

Дык, если интеллекта нэмае, то ничего-то Индивидуум не освоит, хоть там обкричись Память, Эмоции и Воля!
Я вот хотела в детстве ГЛУБОКО освоить физику с математикой. Потому что с точными науками у меня была засада, я от природы все-таки гуманитарий. Интересовалась, например, доказательством теоремы Ферма, даже доказала ее для 2-х частных случаев. Читала Специальную Теорию Относительности Энштейна, пыталась вникнуть и понять. С числами Фибоначчи игралась, упорно задачки решала из занимательной математики и физики Перельмана. И что? И ни-че-го. Разве что в школе подтянула успеваемостьпо математике-физике до твердых пятерок и на весь первый курс института хватило. Сейчас почти ничего не помню, кроме названий. И ужасно обидно, потому что понимаю ведь - что-то грандиозное, прекрасное, блистающее я пыталась освоить, но интеллект-то куриный, логика кривая, мои возможности ограничены, не пустили меня дальше.:(

Интеллект тут ни при чем! Мы о нем еще будем говорить.
А копать стоит в ту сторону, куда душа лежит.
В ту сторону, куда душа лежит, копать было слишком легко. В моем детстве-юности я все разновидности биологий, географий, литератур и историй за предметы-то не считала. А вот то, что не получалось - то было вызовом: "Докажи хотя бы сама себе, что можешь!"
В общем-то я не жалею, что потратила несколько лет на науки, которые находились на пределе и за пределами моих интеллектуальных возможностей. Точные науки все-таки неплохо структурируют мышление и тренируют логику. После 3-х курсов МХТИ им. Менделеева моя учеба на инженера садово-паркового строительства была не просто сплошным праздником - это были амброзия и нектар в одном флаконе!:)
Я думаю, потому мне и было так легко и радостно учиться на ландшафтника, что почти все изучаемые предметы были для меня естественно постижимы, а в Менделеевке я натренировалась на пределе возможностей, до отчаяния, до скрежета зубовного осваивать непостижимое! А тут вдруг... вуаля - звезда! Однокурсники часто плакались, что все сложно, непонятно, муторно...и.т.п, а я, вспоминая задачи на построение эпюр для нагруженных конструкций из курса сопромата, изумлялась про себя: вот глупые, не понимают, что такое, когда действительно трудно и непонятно!:)))
К чему я все это пишу? А к тому, что когда душа лежит к легкому, полезно иногда, для начала, потягать тяжелое - тогда легкое действительно навсегда остается легким и приятным.
А еще... все-таки лично я безумно завидую людям с высоким интеллектом, преклоняюсь перед ними и досадую на свой собственный, невеликий. :( Люди с высоким интеллектом могут постигнуть ВСЁ, что пожелают!

Edited at 2013-04-08 15:55 (UTC)
"...когда душа лежит к легкому..." Я не говорила о легкости! Я говорила - "копать стоит в ту сторону, куда душа лежит". Имела ввиду, что тратить время стоит на то, что человек ЛЮБИТ.

"...лично я безумно завидую людям с высоким интеллектом, преклоняюсь перед ними и досадую на свой собственный, невеликий. :( Люди с высоким интеллектом могут постигнуть ВСЁ, что пожелают!..."

Вы путаете интеллект и мышление! Интеллект - это способность к решению ПРАКТИЧЕСКИХ задач, и не более того. Позже дам подробные разъяснения.
Наверное, "имеет место быть" какая-то терминологическая путаница. Вот цитата из Википедии:
"Интеллект (от лат. intellectus — понимание) — качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой.[1] Общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности человека: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение[2]."
Подожду подробных разъяснений.




Путаницы нет. В Википедии пишут об этом же - о способности к решению практических задач - только более сложными формулировками.
Евгения Петровна, в общем-то, как не называй - мышление ли, интеллект ли, мозги ли - главное в том, что от природы этого "нечта" каждому отмерено некоторое определенное количество. И что часто человек, желая освоить что-то новое и интересное для себя, натыкается на стенку непостижимости, которую с его уровнем интеллекта (или его типом мышления) не пробить ну никак!
Даже если очень-очень хочется.
Вот помните, Вы где-то писали, что совершенно безрадостно осваивали компьютер, как пользователь одолели компьютерную грамотность, а программирование уж точно не для Вас? А почему не для Вас? Потому что не интересно? Или потому что непостижимо?
Или непостижимо потому что неинтересно?
А может ли быть интересно то, что на поверку оказывается непостижимо?
"...А может ли быть интересно то, что на поверку оказывается непостижимо?..."
Бывает. Великий танцор Нуриев в детстве, когда занимался в балетном училище не считался особо талантливым. Сделал себя сам. Думаю, потому что ДУША ЛЕЖАЛА.

"...Вы где-то писали, что совершенно безрадостно осваивали компьютер, как пользователь одолели компьютерную грамотность, а программирование уж точно не для Вас? А почему не для Вас? Потому что не интересно? Или потому что непостижимо?..."
Девиз "Хочу ВСЕ знать!" не для меня. У меня с юности острое чувство времени и что "можно не успеть". Тратить свою жизнь на освоение чего-то, к чему душа не лежит - мне времени жалко.
nata_land, нашла, как мне кажется, вполне подробное разъяснение к вашему вопросу:
"Мышление и интеллект — близкие термины. Их родство становится еще яснее при переводе на слова из обыденного русского языка. В этом случае интеллекту будет соответствовать слово «ум». Мы говорим «умный человек», обозначая этим индивидуальные различия интеллекта. Мы можем также сказать, что ум ребенка с возрастом развивается, — этим передается проблематика развития интеллекта.
Термину «мышление» мы можем поставить в соответствие в нашем обыденном языке слово «обдумывание» или (менее нормативно, но, возможно, более точно) «думание». Слово «ум» выражает свойство, способность. Обдумывание — процесс. Решая задачу, мы думаем, а не
«умничаем» — здесь сфера психологии мышления, а не интеллекта. Таким образом, оба термина выражают различные стороны одного и того же явления. Интеллектуальный человек — это тот, кто способен к осуществлению процессов мышления. Интеллект — способность к
мышлению. Мышление — процесс, в котором реализуется интеллект."
Т.е., если мышление нарушено, то и интеллект ни разу не спасет - он только "проявляет" мышление вовне.


Edited at 2013-04-09 17:32 (UTC)
Cпасибо Вам! Не то, чтобы до меня окончательно дошло, я сегодня вусмерть уработанная и усталая добралась до компа, но еще почитаю и постараюсь уяснить завтра.
Спасибо еще раз, сегодня, на свежую голову, дошло о чем Вы пишете.
Из этого следует, что в равной степени важен и интеллект ( ум) и мышление (процесс в котором реализуется интеллект).
Насколько я поняла, улучшив процесс мышления можно несколько лучше распорядиться данным от природы умом, добраться до его предельных возможностей. И что это и означает то "поумнеть", о котором часто пишет Евгения Петровна.
Мозгов, мол, не добавим, но научим оптимально пользоваться тем, что имеется. :)
Я на этот раз правильно поняла, или опять мимо пролетела?
"...улучшив процесс мышления можно несколько лучше распорядиться данным от природы умом, добраться до его предельных возможностей..."
Близко, но немного в сторону. Мне легче объяснить через метафору: Представьте себе 100 поваров, которым выдали одни и те же продукты. И вот, из одних и тех же ингредиентов 100 поваров сделали 100 разных блюд. Хорошо работающее мышление - это один повар, который из одних и тех же продуктов может сделать 100 разных блюд...

"...Мозгов, мол, не добавим, но научим оптимально пользоваться тем, что имеется..."
Совсем неверно! Мозги добавляются и еще как! Об этом позже напишу.
"Мозги добавляются и еще как! Об этом позже напишу."
Вот даже так?
Очень жду продолжения!:)
"...когда душа лежит к легкому..." Я не говорила о легкости! Я говорила - "копать стоит в ту сторону, куда душа лежит". Имела ввиду, что тратить время стоит на то, что человек ЛЮБИТ."
Да я же не спорю!
Просто объясняю:когда что-то легко дается, не всегда понимаешь, что к этому и лежит душа, что это любишь. Это, как бы, уже есть, уже присвоено, за это не надо особо бороться, да и время все равно тратится... как бы само, понимаете? Ведь это интересно и ДАЁТСЯ ПРОСТО ТАК. И никто не отнимет.
Моя мама говорила что-то типа:"Ну ты же и так это можешь, это легко и не серьезно, пусть это будет твоим хобби, а профессия должна быть серьезная!!"
Пишу, вспоминаю - и сама над собой смеюсь.
Я как бывший музыкант (хоть и несостоявшийся)все это не очень понимаю. В музыке ничего не дается просто так! Как бы ни был человек способен и даже талантлив, ему приходиться очень много работать. А балет? А спорт?
"...не надо особо бороться..." Не согласна! Потерять форму очень легко.
Евгения Петровна, все познается в сравнении. Для меня даже гадская инженерная геодезия - еще тот предметец, с освоением нивелира, теодолита и прочего железа, к которому я питаю чисто женское отвращение- была по сравнению со, скажем, сопроматом и расчетом химического аппарата с мешалкой( 2-й курс Менделеевки) - легкой и приятной. Хотя, если сравнивать инженерную геодезию с дендрологией, то последняя - вообще за просто так "отдалась"!:))) Другой вопрос, что латинские названия растений я учила в электричках,при этом терзая пальцы острой шпилькой, чтобы не заснуть - я тогда по 2 часа в день спала - дети были маленькие+ сессия. Конечно, это было не легко, но не потому что предмет нелёгок или противен, а потому что времени катастрофически не хватало.
Для освоения абсолютно любого дела приходится много работать, но когда осваиваешь то, к чему лежит душа - по трудозатратам и ДУШЕВНЫМ ЗАТРАТАМ это несравнимо с освоением того, к чему душа не лежит. Вот и получается, что любимое дается буквально за просто так!:) В сравнении, Евгения Петровна!
Короче, я опять написала в своих комментариях кучу лишнего о своем, вроде как споря, а я и не спорю вовсе, не сердитесь!:)
Я согласна с тем, что лучше тратить время на то, к чему душа лежит. И согласна, что работать для поддержания формы в любимом деле надо постоянно.
А вот в не любимом, сколько не работай, должной отдачи не получишь.
И "не надо особо бороться" - это ведь я о С СОБОЙ БОРОТЬСЯ! С ленью, прежде всего.
Мне тоже не совсем понятна эта позиция - мне, наоборот, родители всегда говорили "только в по-настоящему любимом деле можно стать профессионалом высокого класса". И мне кажется, что высокий профессионализм это всегда сочетание любви к своему делу, искреннего и неиссякаемого интереса к нему и огромной работы. А наличие способностей к выбранному делу дает только стартовый импульс - без постоянного роста и развития, без любви, без интереса, без поиска новых знаний, человек профессионалом никогда не станет.
Да я и не спорю ни разу.:)
Вспоминаю студенческие(и не только) годы – для меня качественно прослушанная лекция это была та лекция, когда у тебя после неё не возникает вопросов – все понятно, что лектор сказал. Слова понятны, в предложения складываются, другим предложениям не противоречат. И казалось удивительно, что на следующий день ты уже мало, что помнил. Сейчас, когда “слова лектора” сваленные в кучу памяти или разложенные по знакомым полочкам начинают зудеть и вибрировать, отталкиваться или притягиваться к своим соседям, создавать с другими “словами” нечто новое – ощущаю офигительное чувство рождения внутри себя новой мысли. Мысли мной ранее не слышанной в той форме и ньансах, которые подходят именно мне. И эту мысль я уже не забываю на следующий день.
Ох, как мне это отзывается!
Я тоже, перебирая в памяти материалы лекций, понимаю только сейчас, что помню ясно и четко только то, что сама формулировала, что искала и собирала по крупицам, после лекций, которые оставляли вопросы. Именно эти знания теперь можно развивать, расширять - они стали моими. Все остальное, лежащее мертвым грузом заученных цитат, приходится "учить заново", т.е. присваивать, а точнее - понимать. Сейчас стараюсь давать материал своим студентам именно так - всеми силами стараюсь заинтересовать их в самостоятельном формулировании ответов, а не заучивать цитаты из учебников.

Думать - кайф или напряг?

Пользователь redjit сослался на вашу запись в записи «Думать - кайф или напряг?» в контексте: [...] 17. Вы умеете думать? http://impressionante.livejournal.com/40650.html [...]
//Итак, представим себе, что ваши Наблюдательность, Интерес и Воля наловили (отыскали, завоевали) много разных знаний и умений. И отдали все это богатство на хранение Памяти.
В идеале - ваша Память дама не просто хозяйственная, а еще и высокообразованная, то есть способная оценить важность каждой вашей находки, и отыскать ей в своих обширных лабиринтах соответствующее место. Большая беда, если Память не обладает этими качествами - она же может распихать добытое вами по углам без всякой системы, или вообще свалить все в одну кучу… И попробуй в этом хаосе что-нибудь найди!
А дальше? Дальше начинается самое интересное!//

Это же про мою рукотворную работу годичной давности!- светильник "Тайники памяти". Назвать его так я смогла только после того, как полностью закончила, отсняла и осмыслила "о чём" был этот процесс, сопоставляя с чувствами и мыслями во время валяния, и с имевшимся опытом. Этот светильник стал для меня некоей систематизацией валяльных опытов, и эдаким наглядным (и приглядным тоже) пособием по валяльному материаловедению.
Приглашаю Вас заглянуть в мои тайники: http://light-of-sun.livejournal.com/185955.html?nc=20#comments

К чему слова?

Пользователь dehtiar сослался на вашу запись в записи «К чему слова? » в контексте: [...] 17. Вы умеете думать? http://impressionante.livejournal.com/40650.html [...]

Психологи ...

Пользователь spiny_se сослался на вашу запись в записи «Психологи ...» в контексте: [...] 17. Вы умеете думать? http://impressionante.livejournal.com/40650.html [...]
Ох, образование - больная тема.
Последние 4 года живу в Израиле. По образованию я филолог, в России работала журналистом, завлитом в театре, переводчиком. В Израиле вспомнила, что когда-то давно была еще и учителем и решила идти именно по этому пути. В наших краях всех, даже тех, у кого есть профильное зарубежное образование, отправляют делать учительскую лицензию. В чем-то это правильно, есть время осмотреться, понять местные нюансы.
И вот у нас был курс, как составлять контрольные. Вернее, два курса: общие правила и именно для контрольных по иностранному языку. И мне два преподавателя заявили, что я даю детям "пугающие и недружественные задания". В чем это выражалось: я предлагала вариант контрольной с вопросами к тексту, для ответов на которые надо подумать. Как выяснилось, таких вопросов может быть не больше двух. Остальные должны быть: выбрать правильный ответ, отметить, какие предложения подходят к тексту, а какие - нет, дать два столбика - один с вопросами, другой с ответами вразбивку - и велеть найти ответы, соответствующие вопросам, и, наконец, вопросы, ответы на которые надо списать из текста. А просто вопросов следует избегать, потому что детям трудно и они пугаются. Я спросила, а как же ребенок научится говорить по-английски? Ведь мы учим не набору слов и правил, язык нужен, чтобы общаться, читать, смотреть фильмы на нем. Ответа не получила.
Сейчас я работаю не в школе, а в центре профессиональной реабилитации для инвалидов и моя специализация - ученики с learning disabilities (я не нашла точного перевода этого термина на русский, видимо, расстройства обучения). Ученики - взрослые. И я вижу, что основная проблема большинства - не дислексия, дисграфия или синдром дефицита внимания, а отсутствие навыков учебы. Они с удовольствием выбирают нужный ответ из двух возможных, и даже делают это правильно, но тут же забывают любые правила, когда надо самому высказать свою мысль на английском или ответить на вопрос к тексту.
Я могла бы решить, что это я плохой учитель, но моя непосредственная начальница, которая преподает там 30 лет, говорит о том же самом. И о том, что с каждым годом становится все труднее из-за снижающегося общего уровня. Иногда людям трудно понять простые тексты не потому, что там много новых для них слов, а потому что они никогда не сталкивались с понятиями, которые там встречаются. И что самое удивительное - они не задают вопросы. Не все,но очень многие. Как говорит та же начальница (она приехала из Англии): любопытство никого не убило, все кошки живы.
Спасибо вам за блог! Я поняла, что меня это все беспокоит, не потому что пришел возраст, когда думают, что раньше вода была мокрее. Иногда приходят такие мысли в голову. Вдруг если проблема волнует только меня и моих друзей, то мы ее и придумали. Теперь вижу, что мы не одиноки.
И вам спасибо громадное за точные формулировки общей беды! Значит, все-таки, это тенденция мирового масштаба...
Теперь я понимаю, чем именно так ужасны ЕГЭ, тесты и другие нововведения в образование. Это убирает мышление, и это ужасно. Нас учат выбирать или это, или это, другого не дано. Именно такие люди нужны государству.
Помню "поморанчевую революцию" в Украине, я училась тогда в 10 или 11 классе. Основной вопрос в общении заключался в том, за кого ты: за синих или за оранжевых, и никто не хотел думать, почему так происходит. Всех вокруг волновало только свой ты или чужой.
И сейчас это происходит, только предлагаю другие варианты: ты за тех, кто хочет в Евросоюз, или за тех, кто против... а думать никто не хочет...
Абсолютно точно!