?

Log in

No account? Create an account
pic#официальная

Бытовой инфантилизм -2

Продолжаем разговор об инфантилизме.

Бытовой инфантилизм -2

Продолжение


Из-за отсутствия абстрактного мышления (оно развивается много позже) ребенок живет как бы параллельно времени, можно также сказать: «вне времени». Спросите у 5-летнего ребенка, что он будет делать летом... Он что-то ответит, но лето, это так далеко! А уж понятие «будущее» - это совсем что-то туманное, невнятное, но (обязательно!) хорошее.

Вот и у инфанта, как у ребенка нет понимания, что его будущее выстраивается сегодня и день за днем. Зато в глубинах подсознания живет внутренняя уверенность: все успеется!
О, эта вера в чудо! Даже когда жизнь уже летит под откос, человек все надеется, что как-нибудь оно само рассосется, исправится. А ежели не само… кто-нибудь обязательно придет, разрулит и спасет!
Большие деньги и хорошая работа свалятся с неба!
Встречу мужчину своей Мечты и сразу почувствую сердцем – это ОН!
Знакомо?

***
Маленький ребенок не понимает, не видит, не «читает» нюансы характеров других людей.
Инфант, занятый исключительно собой и своими переживаниями также не особо вглядывается в окружающих его. Поэтому он их придумывает. Чаще всего по своему образу и подобию.
В психологии есть такое понятие - проекция. Это «свойство личности неосознанно переносить принадлежащие ей качества: особенности поведения, установки, подсознательные желания, потребности, проблемы, и т.д.− на других людей».

Так, скупердяй будет подозревать всех окружающих в жадности. Именно «гулящий» муж будет обзывать жену шлюхой. Люди замкнутые жалуются на то, что другие не хотят с ними общаться, не осознавая, что трудности общения исходят от них самих. А кто-то, возможно, считает, что все кругом добрые, «белые и пушистые». Эта наивная доброжелательность также относиться к инфантилизму. Потому что на самом деле люди – разные!!!

***
Мы уже говорили, что у детей нет и не может быть анализа – ситуации или отношений между людьми… Мы можем продолжить эту мысль - дети еще не умеют сравнивать (есть такое понятие – сравнительный анализ). А если человек не умеет сравнивать, для него все ценности мира − относительны. Он не видит суть, не понимает им цену! Помню, в какой-то книге (название запамятовала) маленькая девочка, найдя на берегу моря бутылочное стекло, отшлифованное морем, рассуждает: «Какое красивое стекло! И оно намного больше и ярче горит на солнце, чем маленькие камушки в изумрудном колье тети Берилл»

То есть для инфанта что изумруды, что стекло, что великая музыка, что немудреная песенка, что талант что дурак − ВСЕ равно ВСЕМУ. Может быть поэтому, инфант особо ничего не боится потерять, он уверен, что найдет похожий «товар» не в одном, так в другом месте. Ведь все - взаимозаменяемо!

***
Соответственно, инфант не знаком с понятием качество. Он может разводить бурную деятельность, которая на поверку оказывается суетой, он может даже очень уставать от этой суеты… Представляете Золушку, которая к вечеру падает от усталости, при этом еда пересолена и не доварена, белье постирано плохо, дом убран кое-как... Если подобной Золушке на это указать, она очень обидится. С одной стороны в глубине души она свято уверена, что ее должны хвалить не за результат, а за старание (мы говорили об этом). Но есть и еще одна причина, о которой не все догадываются.

У маленького ребенка есть период, когда он научается ходить на горшок. О, с какой гордостью ребенок приносит и показывает родителям содержимое горшка! Его радостно хвалят - за новое умение. Но проходит время, все уже привыкли, что он умеет не в штаны, а в горшок, а ребенок продолжает каждый раз демонстрировать окружающим произведение своего «искусства».

Объясняется это просто: ребенок услышал, что его хвалят, и в его голове сместились акценты - он начинает воображать, что дерьмо (в прямом смысле этого слова) которое он произвел, является некоей особой ценностью. Да и то сказать, в раннем возрасте это единственное, что маленькому ребенку доступно произвести...

Конечно, со временем это проходит. Правда, не у всех. И тогда, взрослый по паспорту человек, искренне верит, что все произведенное им, как минимум достойно внимания, как максимум - представляет собой невообразимую ценность.

Продолжение следует

Comments

"А кто-то, возможно, считает, что все кругом добрые, «белые и пушистые». Эта наивная доброжелательность также относиться к инфантилизму. "

О, я долго такая была.
Какая замечательная метафора с горшком. :)
С интересом читаю ваши психологические заметки, но вот вывод про то, что для ребенка "все ценности - относительны" кажется мне неверным.

Приведенный вами пример иллюстрирует лишь то, что ребенок еще не усвоил общественных ценностей, он не знает ничего ни о редкости ни о цене драгоценных камней. Плюс не умеет различать тонкие оттенки игры света в преломлении граней. И для определения ценности предмета руководствуется лишь своими непосредственными и не вполне дифференцированными ощущениями: ярко, блестит, доставляет удовольствие своим видом - значит ценно.

Т.е. можно сказать, что для ребенка ценности более субъективны и гедонистичны, чем для взрослого. Но никак не то, что они относительны или уж тем паче "все равно всему".

+1. И ещё мне кажется, что многие инфанты все же не "пятилетки", а условные "дети" более старшего возраста: разница между теми или иными вещами и ценностями им уже знакома, а вот многие другие черты (проблемы с абстрактным мышлением, вера в чудо, привычка к проекции, уверенность в ценности всего, что они производят на свет) остаются...
Симптомы знакомые, увы. Не могли бы Вы написать, что с этим делать - если возможно что-то сделать? Или просто ждать. пока жизнь наставит достаточно шишек?
Если бы можно было написать, что с этим делать!
Вы знаете, даже лечебная физкультура для спины (у меня травма позвоночника) для каждого пациента со своими нюансами - в зависимости от того, что со спиной, в каком месте, и т.д. Нет и не может быть общих рецептов. В каждом случае по разному!!!!
"Конечно, со временем это проходит. Правда, не у всех. И тогда, взрослый по паспорту человек, искренне верит, что все произведенное им, как минимум достойно внимания, как максимум - представляет собой невообразимую ценность."
прочитала ваше и это и выше....как то обесцениванием здесь читается, в смысле или идеалиализация или обеценивание. А мир то сложнее.

Как и понятие "качество", для каждого разное. Ведь и без плохого качества к хорошому не прийдеш так сразу, а только трудясь, ценя на пути свои усилия. Да и придраться и при идеальном качестве можно)))))



Edited at 2012-03-02 09:42 (UTC)
"...понятие "качество", для каждого разное. Ведь и без плохого качества к хорошому не прийдеш так сразу, а только трудясь, ценя на пути свои усилия. Да и придраться и при идеальном качестве можно)))))"

Простите, но мысль была не об этом. Совсем!
великолепно, по-моему.
Сравнение с дерьмом крайне удачно )
Мне постоянно приходится бороться с этой обидой, что меня не одобрили, не похвалили. Ведь я старался, а не получилось, потому что у меня особые обстоятельства были. Я старался, а значит меня надо ценить и уважать. Эта иллюзия с которой не могу расстаться. И об которую спотыкаюсь каждый день.
Буду искать качественное. Спасибо за пост.
да... прям читать и перечитывать. учиться быть скромнее и внимательнее. спасибо! вспомнила вот еще: "дверь в счастье открывается от себя" - кажется, это близко.
"...учиться быть скромнее и внимательнее".

Скромнее не надо, надо всего лишь - адекватно.
Если у меня что-то действительно получилось, я буйно радуюсь и горжусь собой! В этом нет ничего плохого.
Евгения Петровна, спасибо вам огроменное, что заставляете думать и учите видеть себя!
Спасибо огромное за пост от еще одного человека, который "старается" и не видит пока проблему главную в себе... Надеюсь что пока)
«Какое красивое стекло! И оно намного больше и ярче горит на солнце, чем маленькие камушки в изумрудном колье тети Берилл»

- из дневников Кэтрин Мэнсфилд,может быть?Вроде там было про тетушку...

"Соответственно, инфант не знаком с понятием качество. Он может разводить бурную деятельность, которая на поверку оказывается суетой, он может даже очень уставать от этой суеты… "

- о,да! суеты столько,что кажется можно рехнуться! Множество бесполезных "телодвижений" под вуалью бурной деятельности.
Сотни незавершенных дел - от невозможности расставить приоритеты? от невозможности осознавать и нести ответственность за то,что делаешь?
Это "недоразвитость" личности или последствия чего-либо?
недоразвитость, к сожалению...