?

Log in

No account? Create an account
pic#официальная

Встреча...

Продолжение книги «Дама собачкой. Почти по Чехову» (Начало см. tags: Книга)
ЧАСТЬ XХ
….Примерно в ту же пору в Аниной жизни случился этот спектакль.

Кто-то из группы, в которой она занималась, принес билеты на закрытый показ. Это был никому не известный польский театр. Настолько неизвестный, что про него немедленно поползли слухи, больше похожие на легенды. У этого таинственного театра не было своего сайта, говорили, что и труппы постоянной нет, есть один главный режиссер, а актеров он набирает местных.

Говорили, что работают они в этом спектакле без грима, без музыки, и без единого слова. Его показывают в разных городах мира, но всегда не более одного - двух раз в городе. Рекламы никакой, даже афиши нигде не расклеивают. Неизвестно, что из этого соответствовало действительности, но билеты, и вправду, были подозрительно дешевые.

Войдя в зал, Аня обнаружила, что публика сидит везде, и на сцене тоже, а все действо должно протекать в узком пространстве между сценой и зрительным залом. Декорации были в стиле минимализм – желоб, по которому текла настоящая вода и громадный кусок оберточной бумаги, свисающий от пола до потолка в конце этого желоба.

Немолодой дядька в мятом костюме вывозил на садовой тачке большие мешки. Он их открывал, и из них вываливались странные существа - обритые наголо, в бесформенных тряпках, непонятного пола и возраста. Их черты лица были точно стерты, глаза пусты и бессмысленны. Дядька пытался этих безликих поставить на ноги. Было понятно, что он должен провести их по ручью к занавесу из оберточной бумаги, висящему в конце пути. А они вяло выскальзывали из его рук и падали - прямо в воду лицом - и лежали в ней, недвижные.

Идею Аня разгадала сразу. Это был бог, и он создавал людей. Ну, да, хлопотливый такой бог в дешевом, стареньком костюме. Он никак не напоминал классического бога из библии, который сотворил мир и сразу увидел, что это хорошо. Тот бог был абсолютный авторитет. Тот бог был уверен в себе и в делах рук своих. Тот бог точно знал, что хорошо, что плохо и как надо.

А этот был какой-то непрезентабельный и вел он себя отнюдь, не как большое начальство: влезал в воду по колено, суетливо помогал подняться этим убогим, поддерживал их, всячески ободрял, вдохновлял, подстегивал. Он был весь мокрый от воды и от усилий. И они, с его помощью вставали, и медленно-медленно, двигались к цели. Ане показалось, что у них, по мере движения, стали проявляться черты лица.

Наконец они дошли до завесы, и бог ее разорвал. Там стоял маленький ребенок − златокудрое дитя в белых одеждах. Очевидно, это была душа. Он их подвел друг к другу, вроде как познакомил, последний раз заботливо оглядел все и торопливо ушел. Было понятно, что у бога еще много других дел. А эти, пробужденные им, помедлили минутку и начали оседать на пол. И прямо на глазах становились опять безглазыми, безротыми, безропотными... Душа осталась стоять в одиночестве и растерянности, и это было очень страшно – сияющая белыми одеждами, никому не нужная душа, сиротливо переминающаяся с ноги на ногу.

Никто сначала не понял, что спектакль кончился, ждали, что еще произойдет. Но уже все произошло.

Публика зашевелилась, люди стали подниматься и обсуждать увиденное. Одни говорили - гениально, другие - невразумительно, третьи – в этом что-то есть, но надо подумать. И все направились в фойе, где обещали фуршет по случаю премьеры.

Все ушли, осталась только Аня и ее группа. Ане казалось, что спектакль ее просто снес, стер в порошок, но она не могла сказать, почему. Они сидели в пустом зале, тихо обсуждая, кто что увидел. Все огни были погашены, только над дверью горела ненужная надпись: «выход».

Аню очень зацепила мысль про душу. Что он им душу дал, а они не взяли. Им не душа нужна была, а его поддержка. Чтобы их вели за руку и уговаривали не падать и скакали вокруг них кузнечиком, козленком и кенгуренком.

И тут кто-то сказал: А вдруг это и, правда, был Он? Никто не переспросил - кто, все поняли. Почему-то эту дикую, нелепую мысль подхватили. Появлялся же в Москве дьявол, если верить Булгакову? Тогда и Бог может явиться. Не в церкви, сквозь позолоту оклада, а вот так, в невразумительном перформансе и в стареньком костюме. Неожиданная и чудная мысль - а если это и правда Бог - бередила и тревожила всех. Это было тем более странно, что мистику у нас на группах не любили и не признавали.

Потом они пошли в фойе и среди закусывающей и выпивающей толпы сразу увидели его - режиссера. Аня, преодолев свою застенчивость, подошла к нему поблагодарить. Она коротко пролепетала "спасибо", а бог задержал ее руку в своей и заглянул в глаза. У него был взгляд побитой собаки. И в глазах вопросы: Как вам от того, что я сотворил? Вам нравиться моя работа? Вы не сердитесь?

Аня тогда так и не поняла, кто и о чем ее спрашивал - режиссер о своем спектакле или бог о мироздании. И еще долгое время она вспоминала эти усталые глаза, светящиеся вопросами, болью и сомнениями.

Продолжение - может быть следует...

Comments

Заставил задуматься меня этот отрывок о том, как мы сами обходимся со своей судьбой. Вспомнила как чуть меньше года назад стояла в Кафедрале на коленях перед Распятием и отчаянно умоляла Его перестать меня мучить и помочь умереть. И как злилась потом на Него и ненавидела несколько месяцев за то, что не помог мне, что вместо смерти тащил меня вверх из той черной пропасти, в которой я оказалась.И свою жизнь воспринимала как Божье насилие. Отчетливо вспомнила сейчас этот период, читая про Бога в спектакле. И мне стало стыдно.Такой похожий стыд, как если бы я заставляла старого человека, прожившего огромную трудную жизнь, работать, а сама лежала бы на диване перед телевизором, задрав ноги...
И еще вспомнилась старая притча анекдот про наводнение и мужика, не желающего использовать никакой реальной возможности для спасения, а только повторяющего: "Меня Бог спасет". Он в конце концов тонет, предстает пред Всевышним и высказывает Ему претензию: "Что же Ты! Я так верил, а Ты меня не спас?" И Господь отвечает ему: "Ну, как же так! Я тебе лодку посылал, катер посылал, вертолет посылал...а ты что сделал?..."
Почему-то вся помощь воспринимается как насилие или "совсем не та помощь"..при полном собственном бездействии...а потом остается лишь безвольно оплакивать погибшую Душу.
Вот такой отклик.
Спасибо Вам, что все-таки опубликовали продолжение.

(Анонимно)

А почему продолжение "может быть" следует? Может и не последовать?
Может и не последовать
Пишу сразу, потому что боюсь расплескать первое свежее впечатление. Вы для меня сейчас опять свалидизировали мои давнишние мысли о Б-ге. О том, какой он ( или она?) есть. Я никогда не видела Б-га в богатой расшитой рясе священника и злых старушках, шныряющих по церкви, выискивающих тех, кто нарушает ПОРЯДОК: женщина, вы почему без платка? женщина, вы почему стоите не той стороной, которой ПОЛОЖЕНО к алтарю? Из любой церкви я выбегаю через 5 мин как ошпаренная, ибо не выношу подобной беспардонности и указаний о том, как ПОЛОЖЕНО. А однажды я попала на концерт Джонни Лэнга здесь у нас в Чикаго. Джонни-блюзовый и джазовый певец и гениальнейший гитарист, который выпустил свой первый диск в 16 лет. Когда я увидела его худенькую фигурку и руку, обнимающую гриф гитары, я заплакала. А потом он начал петь и играть. О Б-ге, о выборе, о любви, о горе и радости. Весь концерт из меня лились слёзы очищения. Можете выстрелить мне в висок, но именно тогда я ощутила присутствие Б-га. Именно в этом мальчике в рваных кедах, скромной футболочке и с прыщиками на щеках. Через его песни со мной говорил Б-г. Именно так. Женя, мне будет очень жаль, если вы остановите свои записи в ЖЖ. Для меня в силу расстояния это-единственная возможность прикасаться к вашему искусству.
Спасибо, спасибо Оксана! Мысль остановить возникает регулярно - когда нет откликов. Не могу, не умею писать в пустоту!
Мне даже нечего сказать...я вас очень понимаю, Женя.

(Анонимно)

Настоящее созвучие, особенно на глубинном уровне, далеко не всегда дается без усилий. Оно происходит лишь тогда, когда человек сумел вырваться из замкнутого пространства своих "родных" реакций и эмоций, и по-настоящему, на глубинном уровне, врубиться в чужую реальность, по-настоящему понять, о чем она. Именно это я и стараюсь сделать, читая Ваш ЖЖ. Прорваться, понять!
Ваша, реальность мне интересна, задевает и ни разу не оставляет равнодушной. У меня стойкое ощущение, что я в ней чаще всего и живу, а если вдруг нет, то хочу жить, и скучаю по ней.
Мне все время кажется почему-то, что я понимаю, о чем Вы пишете, но, судя по Вашей реакции, иногда оказывается, что понимаю я что-то другое, опять, увы, свое и через себя. Поэтому, хоть я готова, и мне хочется откликнуться на Ваши записи - я стараюсь последнее время, по мере возможности, воздерживаться от комментариев, что не значит, что я перестала Вас читать или отказалась от намерения понять.
Писать или не писать в собственном ЖЖ - это, разумеется, Ваш выбор. Однако, если для Вас так важна обратная связь, я готова эту связь дать, хотя не могу, разумеется, поручиться за то, что мой отзыв покажется Вас созвучным. Простите, если опять напишу что-то не так!
Читая о том, как Ане отозвался Гоген, я опять ощутила радость понимания, захотелось закричать:"Да, да! Я знаю, о чем вы, у меня так много раз было!" Я помню, как у самой сладко, почти невыносимо болело и ныло в районе солнечного сплетения, знаю как это: - "оказаться в картине", ощутить запахи, вдохнуть воздух оттуда, кожей почувствовать жар или холод! И не отойдешь тогда от полотна. И бывает такое далеко не с каждой картиной или скульптурой, и не в каждую встречу!
А лично мне еще очень хочется, чтобы в такие моменты кто-то понял и разделил то, что я увидела и почувствовала.
Последнее мое открытие - Александр Маранов. Я искала в поисковике хокку:
"Ива склонилась и спит.
И кажется мне, соловей на ветке -
Это ее душа."
А поисковик выдал среди прочего "Иву" Маранова,
http://korinfskaja-n.narod.ru/image_v/kartinki/ivamaranov.jpg
и я была потрясена! Вот так же когда-то в детстве потряс меня Чюрлёнис!
Просмотрела потом все его картины, что нашла. Не все одинаково созвучно, но очень многое.
http://i.allday.ru/uploads/posts/2009-08/thumbs/1251480778_proyavlenie.jpg
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/58/906/58906905_Zakat_na_Amazonke.jpg
http://crazy.werd.ru/uploads/posts/thumbs/2009-08-31/1251702429_5.jpg
http://crazy.werd.ru/uploads/posts/thumbs/2009-08-31/1251702429_-jabb.jpg
И так далее…
Вот они - пойманные "границы миров"! Те самые волшебные переходы, сияющие тропинки в неведомое, что мне самой всегда чудились в весенней солнечной прозрачности или в концентрированных снопах света, проходящих в разрывы крон деревьев в густом лесу до самой земли. Границы миров в тенях, отбрасываемых лампой, в зимних снежных сумерках, в игре солнечных лучей на водяной ряби!
И про Бога тоже хочу откликнуться. В картинах Маранова для меня светится божественное присутствие. Для меня Он не в обрядах, не в заповеданных канонах, как и для Оксаны, написавшей Вам выше.
Он может проявиться где угодно и в чем угодно, если его хочешь увидеть и почувствовать, если Его призывает твоя,подаренная им, бессмертная душа! Так что я ни минуты не сомневаюсь, что оппонент Воланда вполне мог дать спектакль, на который попали астовцы.
Salvatoria

(Анонимно)

Господи, больно-то как. Евгения Петровна, вот сейчас, по-настоящему.

Почему я всегда считала, что Душа есть во мне, что она всегда со мной? Как будто это данность наравне с остальными органами тела… Я, как и olexell, никогда не чувствовала присутствия Бога в церкви. Действительно, смущает и часто отталкивает требования соблюдения обрядов. Но даже не в этом дело…. Люди, только конкретные люди, которых встречаешь в жизни, по-моему, могут дать намек, надежду, на присутствие в них Бога. И только от меня зависит – увижу ли я это золотое свечение, потянусь к нему, попробую прикоснуться, что-то дать, или, привычно погрузив взгляд внутрь булькающего варева собственных проблем, торопливо прочешу мимо…
Я, почему-то, очень четко провела параллель между занятиями на группе у Ани и спектаклем. Ведь, психотерапевт, как Вы писали раньше, может показать, где зарыт клад, подвести к воде, но заставить пить – невозможно. Так же, как невозможно запихнуть внутрь человека Душу. Только он сам может захотеть этого.
Стало стыдно от того, как смею не давать отклик на Ваши посты здесь, в ЖЖ. А Вы, как тот режиссер, со светящимися болью и вопросами глазами смотрите прямо в душу прочитавшему. И, не слыша отклика, наверное, отчаиваетесь, сомневаетесь, а стоит ли писать, а нужно ли это кому-нибудь…

Дорогая, дорогая Евгения Петровна, стоит! Простите, и, пожалуйста, пишите. Ну, ведь если Вы не станете – кто еще, где еще, в каком уголке планеты найти родник с чистейшей Живой водой?

Этот пост доставил боль. А я сижу - реву и улыбаюсь… Ведь это значит, наверное, что есть чему болеть, и что там, в глубине, и вправду, кто-то скребется и плачет… о чем он, бедный златокудрый малыш в белых одеждах? Быть может о Любви, которой так хочется, и о которой так мало знаю? А может об истинном сострадании, которое мечтаю испытать….

P.S. Индусы, с которыми я работаю вот уже 11 лет - удивительные создания. Они каждое утро говорят мне: «Намасте, Марина», а по-русски это будет – «Я приветствую в тебе Бога». Здорово, правда? Они искренне уверены в том, что Он там есть….

С огромным уважением, надеждой и благодарностью

Марина.
Спасибо, Марина, за эти строчки: "...А Вы, как тот режиссер, со светящимися болью и вопросами глазами смотрите прямо в душу прочитавшему. И, не слыша отклика, наверное, отчаиваетесь, сомневаетесь, а стоит ли писать, а нужно ли это кому-нибудь…"
Очень точно, очень верно.
Вопрос "нужно ли это кому-нибудь?", мне кажется, самый человеческий вопрос. Но! Из категории божественных вопросов... Если нет сомнений и вопроса "нужно ли?", это, наверное, ближе к терминатору.

(Анонимно)

Евгения Петровна, спасибо, Ваш пост - это снова подарок.
Поразила мысль, что эти безликие герои из спектакля принимают за должное, что их поддерживают, волокут, ставят на ноги. А "дядька", несмотря на их неживые лица и пустые глаза, вновь поднимает и заботится, чтобы дошли они, чтобы могли открыть для себя сокровище.
Есть представление о Боге, что он может карать, может помогать, особенно если очень сильно просить, или соблюдать определенные ритуалы.
А мысль, что он уже помогает, уже поддерживает, несмотря на равнодушие, и что у людей уже есть бесценный подарок - Душа, а дар этот не принимается или не понимается, или не имеет ценности.., эта мысль дарит новые размышления.
Евгения Петровна, то, о чем Вы пишите, в блоге, статьях, ценно и очень нужно. Мне помогает увидеть и признать в себе то, что обычно так не хочется и не принято замечать.
Спасибо!
Анна М.

(Анонимно)

"Аню очень зацепила мысль про душу. Что он им душу дал, а они не взяли. Им не душа нужна была, а его поддержка. Чтобы их вели за руку и уговаривали не падать и скакали вокруг них кузнечиком, козленком и кенгуренком."

Задело... Евгения Петровна, спасибо вам. В этих строках увидел себя на занятиях. Душа оказалась вторична, а главное это то, что тебя ведут, подсказывают, переживают за то, как ты. Велик соблазн ходить на аст, потому что тебя понимают и, кажется, даже кому-то нужен. При этом даже не пытаясь захотеть помочь себе и своей душе.
Владимир М. Презентация.
Ну, да, это у нас часто. Многие ведь ходят на занятия, потому что они необычные, потому что видно, что качественно, а еще погреться около горячей печки - психотерапевта. При этом цели самому загореться нет. Занятия кончаются, и "пробужденные" - кто быстрее, кто медленнее - становятся "опять безглазыми, безротыми, безропотными"...

«Им нужна была не душа, а поддержка…»

Пытаюсь понять, почему внешняя поддержка нужнее души? Одно дело, когда поддерживают тебя, совсем другое - самому поддерживать душу. За ней ведь очень нелегко ухаживать. Она прихотливая, и то и дело черствеет, нужно все время вкладываться, чтобы ее размягчать. Она может болеть, маяться, ныть.
Но ведь если этого не делать, то выходит, что человек без нее просто телесная оболочка, что то из разряда упаковочных бумаг.

Re: «Им нужна была не душа, а поддержка…»

Какая роскошная метафора - про упаковочную бумагу!!!
И сразу мысль возникла - а вдруг упаковочная бумага (а заодно и целлофановые пакеты)уверены, что и у них, конечно же, есть душа?

No title

User alla_maria referenced to your post from No title saying: [...] глаза, светящиеся вопросами, болью и сомнениями. http://impressionante.livejournal.com/15869.html [...]