?

Log in

No account? Create an account
pic#официальная

Битва за жизнь

 В рассказе о психопатологическом диатезе - невидимом враге, который отравляет большинству жизнь, делая ее безвкусной и бессмысленной, мы дошли до главных вопросов, задаваемых мне и в ЖЖ, и в личной почте: что с этим можно сделать?
Многие письма и комментарии, честно говоря, пугают неоправданным оптимизмом, типа: самое главное, захотеть, и все будет тип-топ. Это неправда. На самом деле, пробудиться от сонной одури, которую многие числят за существование, удается немногим. Насколько это длительная, сложная, кропотливая работа, я и пыталась показать в своей повести.

Продолжение книги «Дама собачкой. Почти по Чехову» (Начало см. tags: Книга)

Часть ХY

….Со стихосложением Аня была смелее. Можно было сослаться, что эта область ей более знакома. Но на самом деле, главную стимулирующую роль сыграла давняя обида. Однажды, на обсуждении ее стихов кто-то из группы обронил фразу: «Если ты даже слово не можешь наполнить смыслом, как можно наполнить смыслом свою жизнь?» Это весьма задело ее тогда. Не про жизнь, а про стихи, что не получаются. В то время Аня считала себя искушенной в литературе, к тому же в юности она не только читала, но и писала стихи, и они, с ее точки зрения, выглядели почти как настоящие.

Нет смысла. Но разве в стихах это главное? Разве не главное, чтоб красиво? Ведь что такое стихи, как не чувства, переведенные в слова. Искать в чувствах смысл? Аня путалась в размышлениях, но зато к домашним заданиям по стихосложению стала относиться с большей серьезностью.

Раньше стих сочинялся по-быстрому - за час, максимум два. Теперь он вылепливался понемногу каждый день в течение всей недели. И пока она его крутила в голове, из глубины памяти всплывали отголоски настроений, которых она уже сто лет не испытывала. В поисках слов, самых нужных, самых главных, Аня записывала всё подряд, на чем придется и где попало. Чтобы слабые, едва слышные живые голоса не канули обратно в небытие.
Найденное удачное слово добавляло стиху объем - он начинал играть и светиться разными настроениями, мыслями, смыслами...
***
А вот пластика, несмотря на опыт занятий фигурным катанием, ей никак не давалась. Тело оставалось неповоротливым, неловким. Оно выполняло свои функциональные обязанности - сгибалось, наклонялось, двигалось, но большего ему, как будто, было не дано.
Чтобы не стесняться своей неуклюжести, Аня попробовала отнестись к телу, как к рабочему материалу. Например, краскам для живописи. И это оправдало себя – в ней будто разжались внутренние тиски. Затем она задала себе простой вопрос: зачем? Зачем испанский поклон, зачем столько элементов пантомимы, зачем полька и полонез, зачем сценическое фехтование, зачем пластические балеты?

Она стала искать ответы, и это заставило ее вглядеться в упражнения, прислушаться к ощущениям в своем теле. Она ловила их, как деревенские мальчишки ловят рыбу в реке, завязав рукава и ворот рубашки в узел - не очень продуктивно, но с азартом. И постепенно, движения ее рук и ног обретали мягкость и певучесть, осанка выпрямлялась. Будто разрозненные части соединялись в целое.

Однажды она принесла на группу открытие, что в словаре Ожегова «стать» обозначает и осанку, и характер. Вторым ее открытием было, что движения, прочувствованные всем телом, будто снимали покровы с ее души. Когда мы подошли к пластическим балетам, у Ани, на поиск этих, расколдовывающих ее движений, разыгрался изрядный аппетит. Тогда же, на балетах, начала оживать и Анина мимика - ну, невозможно было с отрешенно- каменным лицом Молить, Клясться, Умирать...

Отчего-то ей особенно запомнилось, как они с группой ставили балет «Противостояние», где должны были изображать подростков-хулиганов. У них получилось что-то среднее между мюзиклом «Вестсайдская история» и балетом Шостаковича «Барышня и хулиган».
Вот они идут друг на друга, стенка на стенку. Движения синхронны и отточены многочисленными репетициями. Шаг. Поворот. Голова вскинута. Тело вытянулось струной. Игривый задор переходит в сумасшедший драйв. Это уже не упражнение, это битва за жизнь! До последнего вздоха... А на пике ярости раскаленный мир будто взрывается - в одно мгновение в полную силу чувствуешь страсть, бешенство, какую-то демоническую мощь и восторг! И еще долго после занятия ей хотелось двигаться с этой силой и этим ощущением красоты.
***
Театр поначалу пугал ее до того, что тело каменело, а голову заполнял туман. Она включила не так давно пробудившуюся у нее самоиронию, и это ее, удивительным образом, расслабило. Театр стал отзываться ей редкими, на две-три секунды, всполохами. А потом Аня вдруг обнаружила, что выходит на сцену без нервной трясучки, наоборот, радостно и как-то по-хозяйски. Так хороший повар выходит на знакомую кухню, где он умеет творить чудеса.

Импровизация, как ей и обещали, оказалась дивной, завораживающей игрой. Ловить взгляд и настроение партнера, вместе плести сюжет и складывать отношения, не зная заранее, куда, в этом счастливом угаре, они забредут. Голова при этом оставалась абсолютно ясной и выдавала столь оригинальные, необычные решения, как будто запросто брала их из творческой кладовой Вселенной.

Аня готова была играть все что угодно – застенчивую, мечтательную барышню, злобную старуху, гуляку и пьяницу бретера, fem fatal и enfant terrible. Женщин и мужчин, юных и в летах, наглых и жеманных; грубых, нежных, страстных…
После пятиминутного этюда ее потом долго не отпускало. Будто мощный костер, вспыхнувший в ней на сцене, никак не хотел умирать, и внутри все мерцало и переливалось, от перебегающего по углям огня....  

Продолжение...следует?

Comments

Очень хочется продолжения, спасибо за ваш труд!

(Анонимно)

Евгения Петровна, спасибо Вам за продолжение истории "Дамы с собачкой"! Как интересно связались в этой главе упражнения Вашей методики. Получается, все они развививают разные аспекты человеческой личности. И везде необходим поиск. И в стихосложении, чтобы "найденное удачное слово добавляло стиху объем - он начинал играть и светиться разными настроениями, мыслями, смыслами..." И в пластике, чтобы "движения, прочувствованные всем телом, "расколдовали, сняли покровы с души". И в живописи, чтобы пробуждились эмоции, чувственность, без которых любое взаимодействие останется мертвым. И, наконец, театр, маленький слепок жизни, чтобы научиться "ловить взгляд и настроение партнера, вместе плести сюжет и складывать отношения, не зная заранее, куда, в этом счастливом угаре, они забредут."
И все это вместе, чтобы "разрозненные части соединялись в целое", чтобы вырастить в себе полноценную личность, чувствующую, думающую, ищущую.
Потрясающе!
Спасибо Вам!
ЛТ
Спасибо ЛТ, за то, что поняли! А в следующих главах будет рассказано еще и о риторике, и о нашей драматургии, и об игре в ассоциациях...И только потом о результате всего этого, о том, что происходит с жизнью человека, когда он - полноценная, чувствующая, думающая, ищущая личность.

Не зря у нас на группах бытует словосочетание - "ювелирная огранка личности". Она правда ювелирная!

(Анонимно)

Теперь это выражение приобрело для меня более глубокий смысл. Раньше воспринимала его просто как красивое словосочетание. А ведь это действительно именно "ювелирная огранка личности". Не просто работа резцом для обретения внятной формы, а тончайшая, филигранная работа, очень длительная и кропотливая . Но какое это, наверное, счастье, когда видишь, как преображается человек, обретая тонкость и сложность, нюансированность и глубину эмоций, какими естественными, красивыми и живыми становятся его лицо и жесты! И как в результате меняется его жизнь!
Просто дух захватывает от масштаба Вашей работы!
Спасибо!!!
С нетерпением жду продолжения "Дамы с собачкой"!!!
ЛТ
Евгения Петровна, очень понравилось про Анин подход к пластике!
Задать простой вопрос: зачем? Искать ответ, вглядываться, прислушиваться.
Не стоять на берегу глядя на поплавок и ожидая, что улов придёт сам собой, а войти в реку и ловить!
Думаю, этот принцип в равной степени применим и к остальным занятиям, и к жизни в целом!
Не знаю, применим ли принцип - "войти в реку и ловить" - к жизни.
Для начала, я бы порекомендовала узнать поподробнее про тонкое и сложное искусство рыбалки... Их столько способов!А если не рубашкой, а спиннинг взять? Или сеть?
А еще, хорошо бы узнать, если в этой реке рыба...


(Анонимно)

Очень интересное впечатление сложилось от трех частей поста (стихов, пластики, театра). Как будто по мере прочтения от части к части скорость начинала увеличиваться, температура повышаться, почва уходить из-под ног. Желание идти вперед и испытать тоже, что и Аня, сначала завораживало, потом тянуло и в конце просто начало в голос звать. Я не знаю даже с чем сравнить это ощущение, этот зов. Такой неуемный, очаровывающий, зажигающий.

Аня Столбова

(Анонимно)

«Если ты даже слово не можешь наполнить смыслом, как можно наполнить смыслом свою жизнь?»

Искать в ЧУВСТВАХ смысл… Жизни, поступков, отношений...

Я раньше никогда над этим не задумывалась. Мне, как и Ане, казалось очень важным, чтобы было именно КРАСИВО. Думаю, именно это стремление к красивости – внешности ли, разговоров ли, выстраивание фасада, не заботясь о наполненности дома, привело меня, в итоге, к полному отсутствию близких отношений. Ни с кем нет.
Поэтому очень волнительно читать, как у человека, так похожего на меня, начинает просыпаться азартный интерес, поиск. Как ей нравится задавать вопросы «Зачем?», «Почему так, а не иначе?». Как, благодаря занятиям на группе Аня начала понемногу оживать, чувствовать, искать смысл.
И мне очень интересно и беспокоит, а что дальше? Если Ане удастся досконально узнать СЕБЯ, научиться чувствовать СЕБЯ, что она дальше будет с этим делать? Она станет, наверное, очень интересной, внутренне наполненной, а куда она эти все сокровища денет? Станет чахнуть над ними, как скупой рыцарь, или…
Мне интересно, а как жизнь Ани менялась вне группы? И менялась ли?
И как у нее складывались отношения с людьми в группе?
Я очень-очень жду продолжения, Евгения Петровна. Пожалуйста, пишите?

С уважением

Марина С.

(Анонимно)

А меня про стихи задело. «Они, с ее точки зрения, выглядели почти как настоящие» .Ведь можно заменить «стихи» на слово «жизнь» и получится, что это про имитацию. И правда, с диатезом жизнь может быть похожа на натоящую: какая-то работа,какие-то увлечения, какие-то друзья, муж -вообщем, обычный набор. А самого главного, сущности-то жизни и нет.
И дальше, как она по шагам училась собирать стих...И опять про жизнь.
Когда событие прибавляется к дню, а день к жизни, она начинает «играть и светиться разными настроениями, мыслями, смыслами…»
Давно думаю о том, как же быстро забываю, что было два-три дня назад. А уж неделю-две вообще помню лишь очень смутно. Потому что дни похожи друг на друга, события могут быть разными, а вот ощущения от них все приглушенные, одинаковые. Как штампованные строчки в стихе, которые прочитал/ написал и сразу забыл, потому что не цепляет…
А вот если искать, самому создавать в дне эти крупицы живого, как строчки в стихе, тогда каждый день становится таким... индивидуальным, запоминающимся. По небольшому опыту – даже если за день я согла поймать всего лишь одно такое событие, то день всё равно не прошёл мимо.
Раньше в глубине души я оправдывала себя тем, что, мол, это жизнь такая, каждый день одно и тоже (работа,учёба,дом), событий мало, скуууушно. Какой бред! Сейчас понимаю,что просто ничего не вижу.

Маргарита
А я вот что заметила. Как только Аня стала "вглядываться" в упражнения, напрягаться, стал пробуждаться интерес. Ей стало небезразлично! равнодушие на милиметр отступило. Возможно к этому ее подтолкнули зародившиеся на живописи чувства? И то, через что раньше плоско проскальзывала (живопись, пластика, стихи) стало раскрываться новыми пространствами, обрело глубину. Может в этом и есть главное сокровище методики? - научить видеть и чувствовать глубину каждого незначительного события, явления и в жизни? Все то, что припорошило серой пылью диатеза, не проскочить мимо.
Вспомнилось из ее юности: "...А в это время в её маленькой жизни происходили события вселенского масштаба. Она пыталась постичь законы мира, в котором ей предстояло жить. Она была исследователем и одновременно завоевателем этой Terra Incognita..." И сейчас снова туда, в начало, к истокам...с одним нюансом: у нее стали появляться настоящие, не придуманные как в семье, ориентиры.
А еще перед этим надо было страшно, по-полной обломаться - когда пришла на старшую группу и поняла, что она не лебедь, а помоечный голубь... Внутренний перелом пошел только от этого болезненного знания-понимания.

(Анонимно)

А меня задел Анин вопрос: «Искать в чувствах смысл?». Без чувств «стихи почти как настоящие», «тело, выполняющее функциональные обязанности», слова, не наполненные смыслом , а в итоге - вереница однообразных бессмысленных механистических дней. И получается, что именно через чувствование твои час, день, жизнь загораются смыслом. Именно благодаря им «игривый задор переходит в сумасшедший драйв», «в одно мгновение в полную силу чувствуешь страсть, бешенство, какую-то демоническую мощь и восторг», «а на пике ярости раскаленный мир будто взрывается». Жизнь начинает принадлежать тебе, а твои ощущения становятся твоим компасом. И именно чувствуя и ощущая, – есть шанс прожить настоящую жизнь, насыщенную, яркую и в полной мере твою. А разве не в этом смысл?!.

Таня М.

(Анонимно)

Евгения Петровна, мне хотелось уточнить про "помоечного голубя". Аня была "помоечным голубем" по факту неразвитости эмоциональной сферы, эмпатии, самостоятельного мышления и творческого потенциала или по причине отсутствия всего вышеперечисленного, или части перечисленного? Был ли в ней лебединый потенциал? Было ли что развивать?
Вы обещали рассказать, как сложно и кропотливо происходит работа над собой, и как трудно выползать из сонной одури. Но, честно говоря, прочитанный отрывок повести скорее заряжает энтузиазмом, (ведь у Ани все начало получаться!) чем пугает трудностями. Создается наверняка ложное ощущение близкого хеппи-энда.
Salvatoria
Позволю себе напомнить этот отрывок: "И тут Аня отчетливо ощутила разницу между ними и собой. Она была не их уровня, не того калибра, и вообще не из той оперы. Она чувствовала себя как гадкий утенок, который был уверен, что он лебедь. Всю жизнь он искал и ждал своих, но когда нашел, оказалось, что он вовсе не лебедь, а обычный сизый голубь, обитающий на городских помойках."
Это ОЩУЩЕНИЕ героини повести от самой себя. И в истоке не какие-то отдельно взятые, личностные характеристики героини, а бессмысленная, безвкусная жизнь.
О сложной и кропотливой работе - попробуйте читать не где УЖЕ получается, а что этому предшествовало. Если представить себе этот процесс с нюансами и оттенками, возможно, станет понятным, что это за РАБОТА.
Судя по постам, лучше всего это понимают те, кто у нас занимаются...

(Анонимно)

Евгения Петровна, я как раз очень хорошо поняла, какое ощущение от самой себя дало Ане толчок к настоящей работе над собой, вместо имитации работы. Наверное, я зря не написала о своей первой реакции от очередного Вашего рассказа о диатезе, и от продолжения "Дамы с собачкой". А первая реакция - поток воспоминаний, чаще всего детских, глубокая задумчивость и вопросы к себе: « Что меня задевает? Почему я нетерпением жду новых Ваших постов, регулярно заглядывая в Ваш ЖЖ?»
Ведь вроде бы у меня все было совсем не так. Я не могу назвать свою жизнь безвкусной и бессмысленной – это было бы неправдой. И из диатезного мироощущения мне близки лишь некоторые элементы. А кое-что совсем не про меня. Ну, вот хотя бы лебедем (или гадким утенком, который вот-вот лебедем станет) я себя никогда не считала. Наоборот, по жизни за мной по пятам идет ощущение себя «помоечным голубем». Мне не надо было бы, как Ане, доказывать и показывать, что я не дотягиваю до светлого образа себя, какой мне хотелось бы быть.
Но зато мне ОЧЕНЬ понятно, как именно это ощущение - отчаянное желание РЕАЛЬНО БЫТЬ (настолько, насколько это возможно!), а не просто ХОТЕТЬ или КАЗАТЬСЯ - тянет из сонной одури, заставляет шевелиться, делать, наконец, хоть что-то!
Но знаете, что я про себя поняла, благодаря чтению Вашего ЖЖ? Оказывается, всю жизнь мне безумно хотелось обратиться белой лебедью прежде всего для того, чтобы удовлетворить, умилостивить, заткнуть уже, наконец, этот «догнавший меня» внутренний не покой. Мне хотелось заглушить заслуженными (это важно!) аплодисментами недовольство собой, чтобы, уже с чистой совестью, расслабиться и отдохнуть по-настоящему, не важно, устала я или нет. А отдых на лаврах вновь и вновь затягивал меня в какое-то жуткое болото, с ощущением себя полным ничтожеством, словно и не было никаких побед. И на этом я «палилась» уже много-много раз. Читая Вас, начинаю понимать, что это, кажется, и есть мои любимые грабли. Что вот так я раз за разом и теряю почти все завоеванное. Отдых на лаврах - это, оказывается, не приз, а хитрая ловушка, что для меня не было раньше очевидным.
Буду думать над этим еще. Спасибо Вам за пищу для размышлений!
Salvatoria

Спасибо, Salvatoria, за столь исповедальный пост. И еще я очень рада, что в своем жж могу приоткрыть тем, кому интересно, тайны человеческой психики...Спасибо, что Вам интересно!
Кстати, тяга к пресловутому покою тоже один из признаков диатеза. Как и то, что этот самый покой вместо восстановления разрушает человека.
Мы на наших группах это давно отследили - уехал человек отдыхать, пропустил всего пару занятий, а вернулся - никакой, в мозгах болото...Ужас! Потом несколько месяцев собираем по частям.

Интересно, для диатеза, что стресс, что покой - противопоказаны.

(Анонимно)

Спасибо Вам!
А как же эти люди собирают себя потом, когда занятия на аст заканчиваются? Они усваивают какой-то алгоритм самосборки? Или они больше уже никогда не отдыхают и не расслабляются?
Диатез, не диатез... но в моих мозгах однозначно периодически булькает еще то болото, когда ничего не хочется, никуда не хочется, и думать не хочется, лишь бы было расслаблено, тепло, уютно и тихо – и ничего больше не нужно, и сил ни на что нет, а если все-таки задумаешься над тем, что происходит - такая ненависть к себе! Из этой трясины я себя, с разной степенью напряжения, вытаскиваю, если появляется новая, интересная работа. Использовать, как сборочный ключ что-то иное (кроме работы) лично у меня не очень выходит. Но, в дальнейшем, именно работая, я сталкиваюсь с множеством серьезных стрессов.
И когда хлестнет, как следует, по нервам - хочется, бывает, послать любимую работу невообразимо далеко и спрятаться куда-нибудь под плинтус от груза ответственности! Вот тогда ожидаемый покой (отдых) становится золотой мечтой! Работа - это и лучшая моя награда, и гордость и, одновременно, главная моя головная боль. Бывает ли по-другому?
У Вас на сайте есть строки про то, что после одних занятий Вам хочется петь от восторга, а после других - повеситься. Но и у меня с работой точно так же! Разница видимо в том, что, при прочих равных, Вас сонная одурь никогда не затягивает, Вы можете отдыхать?
Salvatoria
Я не просто могу отдыхать, я отдыхать УМЕЮ! Буйно и бурно,а бывает, медленно и раздумчиво.
В tags "Байки из жизни" есть рассказы об этом.
Посты: Вкус праздника
http://impressionante.livejournal.com/10613.html#cutid1

Работа и праздник в одном флаконе
http://impressionante.livejournal.com/6989.html#cutid1

Счастье это просто
http://impressionante.livejournal.com/2848.html#cutid1
http://impressionante.livejournal.com/3138.html
http://impressionante.livejournal.com/3454.html#cutid1

Маленьких чудес не бывает
http://impressionante.livejournal.com/1482.html#cutid1

И после отдыха я возвращаюсь к работе обновленной и полной сил. Это особое умение, и мы ему учим у нас на занятиях. Проходит немало времени, прежде чем люди научаются отдыхать, не отдавая болоту душу.

По поводу алгоритма - да, он есть. И мне очень жаль, что к нему невозможно приобщить непосвященных, то есть вне наших занятий. Это сакральное знание передается из рук в руки, от сердца к сердцу, и до него надо дорасти, дозреть.
Уважаемая Евгения, что Вы здесь написали очень знакомо. И импровизация, и движения, а в особенности краски и рисование. Сюда можно добавить и пение. Но когда это было? Как? Я опять сплю, уже несколько лет. А пора просяпаться. Спасибо Вам!
Наталья

Просто -восхищение!

Дорогая Евгения Петровна,
читаю Ваш журнал и столько тепла, восторга, какой-то детской звеняшей радости просыпается навстречу каждой Вашей статье, каждой строчке. И такой поток искренности, что просто хочется плакать. Плакать от счастья и чувства сопричастности к прекрасному...
Я совершенно не знаю, куда Вы собираетесь уехать, очень сожалею, что в такой огромной Москве так мало людей. Но их много в пространстве, названном виртуальным. Если бы не оно, я никогда бы и не узнала о Вас. Нет, впрочем, это не возможно даже представить. Пожалуйста, пишите! Пожалуйста, продолжайте творить!!! Ваши удивительные и по формам и по смыслам тексты проникают очень глубинно, личностно. На каком-то близком человеческом уровне когда "душа с душою говорит".
С любовью, Виктория

Re: Просто -восхищение!

Спасибо, за теплые слова!
Уезжать я уже не собираюсь...
А виртуальное пространство признаю как факт, пользуюсь им... но не люблю. Ничего не знаю вкуснее личного общения!