?

Log in

No account? Create an account
pic#официальная

Ради чего так убиваться?

 Я бы условно разделила людей с психопатологическим диатезом на две категории. Одни от своей жухлой эмоциональности и холодности страдают, другие возводят холодность в абсолют, а себя ощущают вершиной творения.

Люди из первой категории, понимая свои проблемы, стараются добрать недоданное природой. Разными способами. Например, у нас на группах их много. Они приходят за полнокровным, полноценным общением с миром, понимая, что озеро становится болотом, если закрыть в него доступ ручьям.

Планомерно и последовательно мы реанимируем полу увядшие эмоции, и выращиваем новые, иногда неведомые чувства. Учимся улавливать, нет, понимать состояние другого человека, нюансы отношений между людьми. Это длительная сложная работа, и иногда она увенчивается успехом. «Но как же трудно вылезать из лат, приросших к телу, ставших кожей» (Из трагедии, написанной на занятиях АСТ).

Для людей второй категории люди в окружающем мире пугающе-непонятны. Отсюда стремление избегать контактов. Друзья скорее из разряда знакомых. Условие для общения: «чтоб не лезли в душу». Часто они с концами пропадают в виртуальном мире, предпочитая его общению с живыми людьми. Ведь этот мир так здорово позволяет имитировать: общение (сколько у меня френдов!), развитие (к моим услугам любая информация), даже страсть (столько захватывающих игр!) Отстраненность переходит в оторванность...

Продолжение книги «Дама собачкой. Почти по Чехову» (Начало см. tags: Книга)


Часть ХII

Как Аня и ожидала, народу там было совсем мало – всего 8 человек. Аня попала на занятие по риторике.
Ее встретили искренне-приветливо, как «свою».. Аню это подкупило, но в глубине души затаилась неловкость, как будто ее приняли за кого-то другого.

Перед началом занятия делились, кто, как готовил речь. Аня с громадным удивлением слушала, как подбиралось каждое слово, как из этих слов лепилась фраза, как в муках рождались изысканные образы и сочные метафоры. Аня вспомнила свои неряшливые подделки и поняла, что она сроду ничего подобного не делала. В голове мелькнула мысль: «ради чего так убиваться?»

Потом началось занятие. До этого Аня представляла себе риторику как что-то лживо-пафосное. Она еще помнила кондовое красноречие советских времен. Все оказалось совсем не так.

Они говорили о понятных и близких Ане предметах: об одиночестве, о тоске по любви. Но это был какой-то другой масштаб размышлений - все было глубже, выше, сильнее. И эта глубина, и эта высота захватывали так, что становилось больно дышать.
Каждая речь вызывала целое нашествие мыслей и желание додумать, допонять. Как будто в голове у Ани был муравейник, в который бросили кусочек яблока, и муравьи бежали со всех ног, боясь не успеть.

Впервые за долгие годы Аня пробовала думать. С непривычки получалось жадно и суетливо. Но постепенно она приноровилась и начала выстраиваться цельная картина. Это было похоже на то, как в детстве они с отцом проявляли и печатали фотографии. Вот на белом листе бумаги появляются размытые очертания, затем все четче становятся контуры предметов, и обозначается суть вещей.

Посреди занятия Аню посетило озарение. Да ведь они же не домашнее задание по риторике выполняли! Они пытались разобраться со своим душевным миром. Со своей жизнью. Со своей судьбой. Просеивали сквозь сито песок своей души, бережно выискивая в нем золотые крупицы. Чтобы сплавить их в драгоценный кирпичик. Чтобы затем из этих кирпичей выстроить уникальное здание своей личности. Дворец. Или замок. Аня почувствовала себя типовой многоэтажкой.

Так это и есть психотерапия? А вот этот поиск особых сочетания слов, нюансов и оттенков, это и есть поиск своей индивидуальности?

Оказалось, это настоящий труд, без дураков. Впрочем, надрыва Аня тоже не заметила, наоборот, было видно, что им это по кайфу.

После занятия все остались. Заговорили о том, какие у кого мысли и чувства вызвала тема нынешней речи. Аня вглядывалась во «второгодников», слушала их, и тут ее очередной раз за сегодняшний день осенило. Она увидела отличие между их размышлениями и своим самокопанием. Их мысли вели к действию. Действие приводило к результату. А результат был налицо. Вернее, он отражался в их лицах. Они были естественные и открытые. Они были умные, тонкие, сложные. Они были как из книг, но живые. О таком окружении, о таких друзьях она всю жизнь мечтала!

Аня хотела поделиться своими впечатлениями. У нее в голове было много мыслей, но они были слипшиеся, как комок холодной манной каши.

И тут Аня отчетливо ощутила разницу между ними и собой. Она была не их уровня, не того калибра, и вообще не из той оперы. Она чувствовала себя как гадкий утенок, который был уверен, что он лебедь. Всю жизнь он искал и ждал «своих», но когда нашел, оказалось, что он вовсе не лебедь, а обычный сизый голубь, обитающий на городских помойках.

Она шла с занятия и давилась восторгом и черной завистью. Аня вдруг без прикрас увидела свою жизнь. Она смотрела на Аню пустыми, усталыми глазами. А выглядела как кулисы разорившегося, провинциального театра, из которого сбежал антрепренер.

Гниют, наваленные в кучу, грубо намалеванные декорации воздушных замков. Гниют в рассохшейся вазе из папье-маше выцветшие мечты. Гниют, изображающие бархат и парчу, обветшалые иллюзии…

Аня ужаснулась. Это стало последней искрой. Такого количества новых эмоций ее ветхий театр не выдержал. Он загорелся. Вспыхнул разом, как вспыхивает нежилое помещение, заваленное рухлядью.

В огненном пламени с грохотом рушились иллюзии и трещали грезы. Их обломки похоронили под собой веру в чудо, которое когда-нибудь должно было произойти с Аней.

Продолжение...

Comments

Интересно.
Наконец-то обозначился перелом! Интересно, что дальше.
Перечитала несколько последних глав и поняла, что мой отклик, желание написать комментарий, вызывают те моменты, когда есть какой-то конфликт, точка перелома у героини. Или динамичность сюжета. А слишком гладкий текст, однообразие чувств и способов действия героини не привлекают внимания. Она уснула - ну и хочется заснуть с ней вместе, щелкнув следующую страницу ф-ленты.

Это, Евгения Петровна, к одному из предыдущих постов, где Вы спрашиваете об обратной связи на публикацию в ЖЖ этой истории.
Чувства героини передаются читателям.
Боюсь, нет там внутренних душевных конфликтов. Для этого душа должна "иметь место быть"...
Но Вы пишете образ героини отстраненно, как наблюдатель, - и я ловлю себя на том, что, узнавая в ее чертах своё, я так же отстраненно смотрю на героиню и на себя и не сочувствую ей, не проникаю в ее жизнь.

Скажем так, по ходу текста, она для меня не стала загадкой, в которую хочется заглянуть, чтобы разгадать. - До этого момента, когда ее ветхий театр вспыхнул.
И скорее, дело не в ее образе, а в форме подачи литературного материала.
Уважаемая Белокрылая. После Ваших комментариев у меня возникло чувство тяжелой растерянности и сумбура в голове.
Во-первых, Вы путаете публицистическое произведение с художественным.
Книга «Дама с собачкой» является именно публицистикой (Записки психотерапевта).
Основными характеристиками публицистического произведения является его а) документальность, б) стремление к объективности, в) эмоциональная включенность автора) и г) социальная направленность (Г.Я Солганик).
Документальность (что видим, то и фиксируем). Книга дает обобщенный портрет человека, страдающего психопатологическим диатезом (в нелегкой форме). Вы серьезно ожидаете, что подобный человек может кого-то заинтриговать своей загадочностью? Откуда ей там взяться?
Стремление к объективности (фиксируем данность с опорой на объективные знания). Разве мы все не жалуемся на то, что наша жизнь весьма бедна на события. Часто у Вас и вокруг Вас «горят ветхие театры»? Для большинства из нас жизнь и похожа на этот самый безвкусный кисель. Вот объективность и вся как на ладони.
Эмоциональная включенность автора. Не пишет автор о своем пациенте отстраненно. Пишет очень эмоционально. «Она шла с занятия и давилась восторгом и черной завистью… Гниют, наваленные в кучу, грубо намалеванные декорации воздушных замков. Гниют в рассохшейся вазе из папье-маше выцветшие мечты. Гниют, изображающие бархат и парчу, обветшалые иллюзии…» Если эти тщательнейшим образом подобранные слова и простроенные фразы называются «отстраненным описанием», то я – ежик, а дельфины живут в Гималаях.
Социальная направленность. Нет у публициста задачи, как в женских романах, закрутить читателя в перипетиях сюжета и дать возможность «не париться». Есть задача заставить думать и чувствовать. Разбудить мысли. Побудить к действию.
Во-вторых, если уж мы заговорили о художественной литературе. Классическая художественная литература тоже стоится не на сюжетах. Она рассказывает о чувствах и переживаниях героев. Если исходить из динамичности сюжета, то два тома «Войны и Мира» Л.Н. Толстого сведутся к пяти страницам текста. «Вишневый Сад» А. Чехова – к одной фразе: «Вишневый сад продали». Классическая художественная литература отвечает не на вопрос «что произошло/происходило/происходит?», а на вопросы : «Что почувствовали герои? Какие мысли и оценки родились у них? Что изменилось в их душевном мире?» Что уж говорить о публицистике.
В-третьих. Отсутствие желания комментировать лежит именно в отстраненности восприятия. Только эта отстраненность ничего общего ни с описываемыми чувствами, эмоциями и переживаниями, ни со стилем изложения, ни с событиями, ни с самой книгой не имеет. Она существует сама по себе. Почему? Возвращаемся к психопаталогическому диатезу. Это один из его признаков.
Вот такая вот путаница между понятиями, причинами, следствиями и выводами.
"Она чувствовала себя как гадкий утенок, который был уверен, что он лебедь. Всю жизнь он искал и ждал «своих», но когда нашел, оказалось, что он вовсе не лебедь, а обычный сизый голубь, обитающий на городских помойках".
Это не просто реальный персонаж, это про меня! Я тоже оооочень долго считала себя павой. Пока простые факты жизни не сложились в тоскливую картинку. Только моя иллюзия, что что-то сногсшибательное со мной все равно произойдет, жила со мной намного дольше. Она загнивала, любовно подлатанная, как тело Мерил Стрип в фильме "Смерть ей к лицу". В этой главе я тоже давлюсь черной завистью, но к самой Ане - что ее замки рухнули так быстро и окончательно. Переживаю, что с ней будет дальше, прорвется ли? Мы идем с ней одной дорогой, я болею за нее!

(Анонимно)

Как же красиво:
«Они пытались разобраться со своим душевным миром. Со своей жизнью. Со своей судьбой. Просеивали сквозь сито песок своей души, бережно выискивая в нем золотые крупицы. Чтобы сплавить их в драгоценный кирпичик. Чтобы затем из этих кирпичей выстроить уникальное здание своей личности. Дворец. Или замок. Аня почувствовала себя типовой многоэтажкой.»

Последние полтора года я чувствую себя этой самой типовой многоэтажкой. У меня все как у всех. Мысли, чувства, планы на жизнь. Вроде все это присутствует в наличии, но до чего оно убогое! Отношения по лекалам, жизненные планы по шаблонам, впитанным за много лет. А для пикантности, и чтоб не смердило, все это подбродившее варево приправлено изрядной порцией имитации - искренности, заботы, дружбы, любви. Только тщетно – запах все равно не убивается. И даже наоборот – очень даже явно чувствуется в тот момент, когда рядом появляются люди из другого измерения, другого масштаба мыслей, чувств.
В который раз убеждаюсь – насколько точно и правдиво Вами выведен образ типичного пациента АСТ. Ведь, если по-честному посмотреть на себя и внутрь себя, – мне кажется, каждый может сказать, что образ Ани списан с него.
Но мне везет – у меня есть шанс выбраться, построить СВОЙ Дом. Благодаря Вам и методике. И я не устану благодарить. Спасибо.

Марина С.



Мамочки… Я так давно сюда не заглядывала, что все написанное режет так же по живому, как тот первый раз, когда я впервые попала посмотреть на работу группы АСТ два года назад. Я вышла тогда с занятия сама не своя – в голове стоял гул, будто рядом ударили в Царь-колокол, я потерялась в пространстве, уехала на другой конец Москвы – и лишь на конечной остановке вдруг прорезалась мысль: «Где я?». И хочется добавить: «Кто я?!»
После этой заметки состояние близкое. В голове шумит, а в ощущениях – томительный, пьяный и горький дух уже другого занятия на АСТ, на котором я была в прошлую среду. Все описанное как будто было со мной: риторика, масштаб вопросов и размышлений такой, до которых я не поднималась никогда в жизни – томительный и пьяный от свободы. И ощущение своих мыслей на фоне этой блистательной четкости – как комка манной каши, который размазался по стенкам тарелки.
После занятия мы стояли у рояля и я чувствовала себя целлофановым пакетом, который волей ветра забросило туда, в разреженную высоту, в эту стаю лебедей. Подхваченная воздухом, я повисела там немного, пронеслась в шуме крыльев и снова упала – невесомая, влекомая ветром, бесполезно и бесцельно шуршащая и падающая вниз.
Извините за, может быть, глупый вопрос. Суть вот в чём: я думал, что в диатез себя загоняет сам человек, либо родители, родственники этого человека в процессе воспитания, а написано, что это «недоданное природой». Это и правда так? Спрашиваю потому, что если природа виновата, то это значит не я виноват и не родители. И тогда уйдут мучающие меня обиды на маму и папу, и на себя заодно.

У меня вот ещё вопрос один возник. Почему люди «пугающе-непонятны» у людей второй категории? Почему при условии, что холодность возведена в абсолют, эта холодность на отношение к людям не распространяется? Я просто как раз из второй категории и мне интересно, чем люди так важны, что даже человека-айсберга могут напугать? Почему люди имеют огромную ценность? Почему к ним хочется даже ледяным глыбам? Спрашиваю потому, что хочу сформулировать ответ на вопрос: «почему я хочу к людям?». Хочу понять – в чём для меня счастье жить с людьми?

Глеб.
Глеб, если совсем коротко, данный тип диатеза называется психопатологический (второе название - шизофренический). А слово "диатез" обозначает "предрасположенность". то есть предрасположенность к патологии психики. Так что ни один человек в мире сам себя в психопатологический диатез вогнать не может. Вообще-то ответ на этот вопрос (о диатезной природе) есть в начале tags: "Байки из склепа".
Остальные вопросы туманны и путаны, и не очень согласуются один с другим. Сформулировать "в чём для меня счастье жить с людьми?" никто за вас не сможет.

(Анонимно)

Простите за туманные вопросы и невнимательность. И спасибо, что указали на них. Хочу чётко свои мысли научится выражать и поэтому для меня очень важна обратная связь.
У меня вкус от метафоры про яблоко и муравейник такой же, как от подтаявшего мороженого с клубничным вареньем. Не знаю, как описать. Там ещё, помимо вкуса, всё так нежно холодит и мягко тает... Очень вкусно!

И как же я завидую Ане! Столько открытий за один день! Но зависть не в том, что у неё такая пруха на открытия случилась. Я завидую тому, что она смогла это почувствовать, понять и принять все эти открытия! У меня подозрения, что на меня эти открытия валятся каждый день, а я их не понимаю или не принимаю. И, мне кажется, жизнь каждый день ловит мой взгляд «пустыми, усталыми глазами», а мне от этого никак. Хоть бы ужаснуться, отчаяться, хоть бы отвращение возникло по полной! Нет, тишина… Ужасно Ане завидую, но попробую ещё и сделать что-то, конечно же, в своей жизни, чтобы к Ане приблизиться. Спасибо за ориентир.

«Гниют, наваленные в кучу, грубо намалеванные декорации воздушных замков. Гниют в рассохшейся вазе из папье-маше выцветшие мечты. Гниют, изображающие бархат и парчу, обветшалые иллюзии…» - это вообще с ног сбивает. Так мощно!
Спасибо.
Глеб.
Глеб, какая связь между метафорой про яблоко и муравейник и подтаявшим мороженным?????
Там речь идет о мыслях, которые сравниваются с муравьями, сбегающимися на кусочек яблока...

Не стреляйте, пожалуйста

Приветствую.
Евгения Петровна, я благодарен Вам за каждую строку, а в некоторых даже несколько раз. Если Аня просеивает песок в поисках крупинок золота, то "Дама с собачкой..." это как пещера Али-Бабы.
Гора сокровищ и одно красивее другого.

У меня есть просьба-комментарий к абзацу:
"В огненном пламени с грохотом рушились иллюзии и трещали грезы. Их обломки похоронили под собой веру в чудо, которое когда-нибудь должно было произойти с Аней."

Можно ли как-то расширить картину разрушения? Добавить подробностей, звуков (треск языков пламени), ощущений (жар огня физически обжигал черепную коробку изнутри), образов (падающие в огонь балки штампов поднимали из пламени догорающие искры пустых ожиданий).
Вот бы если было немного подробнее про последовательность разрушения, по правилам композиции.
Мне лично этого не хватило.

Еще раз прошу не расстреливать, имею только благие намерения ))), если я за своей близорукостью чего-то не понял, то извините.

Re: Не стреляйте, пожалуйста

Стрелять не буду, но и "расширять картину разрушений" не буду - именно лаконичность делает этот отрывок столь ярким и сильным.

Про диатез

Пользователь bherkana сослался на вашу запись в своей записи «Про диатез» в контексте: [...] и предложением «расслабиться» и «не париться». Ради чего так убиваться? [...]